В эти районы, расположенные на реке Индигирка, стратегические грузы завозятся на год вперед во время короткой навигации. Однако прошлым летом большая часть судов не смогла войти в реку из-за мелей. Около 30 тысяч тонн топлива пришлось выгрузить в устье другой реки, Яны. А 17 теплоходов с пятью тысячами тонн грузов вмерзли в лед на Индигирке.
К местам складирования грузов и вмерзшим судам пришлось пробивать около двух тысяч километров временных автотрасс, нанимать для перевозок сотни автомобилей. По прогнозам, это потребует 900 миллионов рублей дополнительных бюджетных расходов. Каким окажется фактический ущерб, пока не может сказать никто. А многие предприниматели, отправившие товары на Север по воде, вообще могут обанкротиться.
В правительстве республики считают, что проблемы связаны, в частности, с нехваткой земснарядов, которые могли бы углублять проходы из Северного Ледовитого океана в мелководные устья рек. До 2010 года большую часть этой работы выполнял земснаряд "Анабар", но его направили "на заработки" к Сахалину, и там он разбился в шторм.
Полноценной замены ему нет. Однако депутаты выяснили, что в минувшую навигацию даже оставшиеся земснаряды простаивали. Выработка одного из них составила лишь 10 процентов от паспортной мощности.
Выяснилось также, что устье Индигирки далеко не все лето было мелководным. Почти месяц на морском участке простояли суда с 32 тысячами тонн грузов. Глубины в этот период подходили для мелкосидящего флота, на который надо было перегрузить доставленное. Однако в это время речные теплоходы находились... на ремонте.
По мнению руководителя Торгово-промышленной палаты Якутии Владимира Членова, корни проблемы в том, что северный завоз никто толком не организует.
- В течение пяти лет отсутствует какая-либо координация доставки грузов в Арктику, - отмечает он. - Завозом занимаются федеральные и республиканские структуры, но каждый видит только свою узкую часть работы. Состыковать их некому.
В итоговом докладе поименно названы те, кто должен этим заниматься в правительстве Якутии, но "не принял мер" и "не обеспечил". Это вице-премьер Анатолий Скрыбыкин, министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров и глава Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вадим Новиков. Парламентарии считают, что эти чиновники должны нести персональную ответственность за срыв завоза. Кроме того, они требуют привлечь к ответственности руководителя ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" Павла Снытко и гендиректора Ленского объединенного речного пароходства Сергея Ларионова. В отношении Снытко, кстати, возбуждено уголовное дело по статье "халатность".
Сами "герои" расследования заседание парламента проигнорировали. Хотя, по словам руководителя депутатской комиссии, они были приглашены.