Сейчас такой нормы в российском законодательстве нет, а потому иногда, по словам первого зампреда Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктора Пинского, "возникают ситуации", когда решения об УДО, замене неотбытой части наказания "более мягким" видом или изменении вида исправительного учреждения принимаются на основе данных только по последнему месту заключения. Поведение осужденного в других местах, где он содержался раньше, в расчет не берется. Подобные ситуации бывают, когда осужденного переводят, например, для его участия в суде.
Таких случаев не слишком много. Как уточнил, представляя законопроект на заседании палаты, полпред президента в Госдуме Гарри Минх, речь идет примерно о двух десятках эпизодов. "Эти случаи не являются массовыми, - подтвердил Пинский, - но иногда могут быть очень резонансными". А значит, процессуальный пробел необходимо закрыть. Законопроектом предлагается, чтобы ходатайства об УДО или смягчении наказания рассматривались судом по месту постоянного отбывания, а новый срок (если осужденному не был изменен вид исправительного учреждения) отбывался по месту постоянного заключения, где достаточно информации, чтобы понять, действительно ли человек встал на путь исправления. "Смягчение наказания в любом виде - это исключение из общего правила о его неотвратимости, вытекающее из принципа справедливости. Преступник должен понести заслуженное наказание, которое предусмотрено и назначено судом, а при его смягчении должны исключаться любые сомнения - иной подход рождает в обществе недоверие к институтам", - заявил Пинский. И большинство его поддержало.
Единодушно во втором и сразу в третьем чтении депутаты приняли правительственные поправки в закон о некоммерческих организациях (предусматривают дополнительные основания для проведения внеплановых проверок НКО). Причем не только тех, что занимаются политикой, получая средства из-за рубежа, и причислены к "иностранным агентам". Контролер от минюста может прийти в НКО из другого профиля, если в ее деятельности замечены нарушения российского законодательства или признаки экстремизма. Поводом для внеплановой проверки может стать информация из госорганов, органов местного самоуправления, требование прокурора.