13.02.2014 06:20
Общество

Судьбу хабаровского поселка Уссурийский решат весной

Как жители поселка Уссурийский переживают первую зиму после наводнения
Текст:  Ирина Литвак
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №0 (6305)
Это маленькое поселение на острове у Хабаровска вместе с сотнями дач на левобережье в августе прошлого года первым приняло на себя удар невиданного наводнения.
Читать на сайте RG.RU

Позднее амурские волны захлестнули неприступную городскую набережную, зашли в жилые кварталы. Но первой пострадала Чумка, или, как гласит его официальное название, поселок Уссурийский. Островитяне долго отказывались эвакуироваться, не обращая внимания на уговоры чиновников и спасателей. Когда вода ушла, большинство домов было признано непригодным для проживания.

Берег левый

Над Амуром белое безмолвие. Скованная льдом река стала теперь дорогой, по которой к Чумке из центра Хабаровска можно доехать за двадцать минут. Переправа официальная - вдоль расчищенной полоски снега натыканы полосатые столбики, указывающие путь. На Большом Уссурийском острове тихо и спокойно. Вытянувшийся вдоль береговой линии Хабаровск скрылся за морозной пеленой. Машина взбирается на крутой берег, и первое, что бросается в глаза, - дымок над высокой трубой котельной. Значит, жизнь есть!

100 хабаровчан отказались уезжать с затопленного острова

Ряд покосившихся деревянных домишек, утонувших в снегу. А за ними - главная улица с двухэтажными кирпичными домами. Школа, над которой до сих пор развевается большой белый флаг с красным крестом. Здесь на крыше во время наводнения базировались спасатели МЧС. Сейчас здание опечатано, детские голоса в нем скорее всего уже не зазвучат. На другой стороне улицы одноэтажный магазин с большим амбарным замком на двери. Серые полосы на его стенах - наглядное свидетельство уровня, на который поднималась вода.

Навстречу двое мужчин - старый и молодой.

- Как вы тут? - пытаюсь завязать беседу.

- Нормально! - отвечают, улыбаясь.

На них теплые спецовки, валенки. Видно, люди рабочие.

- Так здесь и живете?

- Ну а где же? Вот, на обед идем, - говорит тот, что постарше.

Напрашиваюсь посмотреть, как устроен их быт. По дороге знакомимся - Сергей Николаевич Буланов и его напарник работают сварщиками на ремонтной базе речников, рядом, в соседней протоке. На острове Буланов живет уже более 20 лет. Когда-то всю семью из далекого Узбекистана сюда перетянула мать. Приехала, устроилась поваром, вышла второй раз замуж да так и осталась здесь до конца своих дней.

Двухэтажный деревянный дом по улице Насыпной, в котором живет Сергей Николаевич, был затоплен до середины первого этажа. Вода плескалась и внутри. За дорогой входной дверью удушливый запах сырости и плесени. Пол прогибается. Хозяин извиняется за беспорядок, ведет и показывает печь.

- Натоплю ее с утра и иду на работу. Супруга с внуком и младшим сыном в город перебрались. Живут у знакомых. Старший сын ко мне иногда заходит, тоже спрашивает, как я здесь могу жить. А что, чувствуется запах? - спрашивает хозяин квартиры.

Сейчас его семья ждет весны и окончательного вердикта о состоянии дома. Они получили компенсацию по 120 тысяч на брата, но деньги не тратят, потому что не знают, как дальше жизнь повернется.

- Вот, холодильник нам новый подарили, - говорит мой собеседник и показывает на высокую коробку в прихожей. - Если честно, я бы на острове хотел остаться жить. У меня здесь и хозяйство свое - козы, куры были.

Они и наводнение со мной пережили.

Идем к его даче, по дороге Буланов показывает мне местные достопримечательности.

- Вон там жили старики Тарабаровы, дед с бабкой, те самые, - подчеркивает он многозначительно.

Крестьянин с такой фамилией на одном из амурских островов основал хутор, впоследствии клочок суши получил название Тарабаров. Сейчас это китайская территория.

- А вот и общественный туалет!

- Что? - переспрашиваю с удивлением.

- Ну так удобств у нас в домах никогда не было, - поясняет провожатый. - Его пару лет назад администрация города воткнула здесь, потратила несколько миллионов, наверное, лишние деньги были. Но им мы редко пользуемся.

Кирпичные "удобства" с буквами "М" и "Ж" чья-то властная рука поставила метрах в двадцати от многоквартирных домов.

Дачу охраняет пес Амур, его хозяин подобрал в воде. В старом домике, доставшемся в наследство от мамы, сейчас живут козы - Машка и Гришка. Остальные животные, по словам Сергея Николаевича, после наводнения погибли от болезней.

- Этих кое-как выходил. Жили у старшего сына в доме на чердаке, я их ветками деревьев кормил, вот так и пережили наводнение, - говорит Сергей Буланов.

Шанс на новую жизнь

Улыбающаяся розовощекая женщина идет по дороге быстрым шагом. Знакомимся.

- Нет, я здесь сейчас уже не живу, - говорит, - только работаю. Мастером в ремонтных мастерских. В свободную минутку решила взглянуть на квартиру.

- Вам хочется отсюда уезжать? - спрашиваю.

- Это для нас шанс к лучшей жизни. Появились перспективы, - говорит Наталья Левченко. - У меня в семье четыре человека, поэтому нам в городе должны дать теперь жилье - 72 квадратных метра. О переезде на правый берег уже и не мечтали. Раньше, когда только приехали жить на остров, от организации квартиры в Хабаровске давали, а потом грянула перестройка и вся система развалилась. Так и вырастила двух детей. Пока они в институтах учились, сплошное мучение было. Дороги-то сюда постоянной нет!

Из поселка женщина уехала, когда затопило многоэтажки.

- Воды было под потолок. Стекла в окнах первых этажей были выдавлены, - вспоминает собеседница. - Сейчас живем в пункте временного размещения на Владивостокской. Условия отличные. На Новый год к нам, если видели, президент приезжал, мы потом вместе с ним в одном автобусе на торжественный вечер ехали. Так что на внимание не жалуемся! Главное сейчас - получить нормальное жилье. Нам на выбор предложили Южный микрорайон в Хабаровске, где на улице Малиновского возведут многоквартирный дом для подтопленцев, или индивидуальный дом там же, на Малиновского, который предполагается строить на деньги, собранные телезрителями Первого канала. Пока еще думаем.

- Остались бы здесь, если бы мост был? - задаю, наверное, больной для всех островитян вопрос.

- Был бы мост - никто бы отсюда не уехал, - выдыхает собеседница. - Здесь же можно элитную зону построить! Воздух свежий, вид красивый.

Действительно, а почему забытый всеми поселок не превратить в самый лучший район города? Ведь Уссурийский территориально относится к Индустриальному району Хабаровска и прописка у островитян хабаровская. Но в администрации города окончательного решения, что делать дальше с этим населенным пунктом, нет. Его примут только весной.

Весна покажет

В затоне, где ремонтируют корабли, сейчас зимует несколько десятков судов. В былые времена, рассказывают старожилы, работы было куда больше. Одних земснарядов, которые каждый год углубляли дно реки в районе Хабаровска, было десять. А сейчас стоит всего один, на приколе, с неработающим двигателем.

Как эти корабли, своей участи ждут и жители поселка, те, кто еще не определился с дальнейшими планами и не подал документы на получение жилья или компенсации. В Уссурийском зиму пережидают около сотни человек - самые стойкие и отважные его жители. В основном, как показал мой опрос на улице, - люди работающие, которым добираться из города на остров долго и не совсем удобно. Они остались там на свой страх и риск, потому что все дома признаны непригодными для проживания.

Продукты для островитян возит местная предпринимательница, которая после наводнения устроила магазин прямо в квартире. Работает и фельдшерский пункт. Ледовая "дорога жизни" просуществует до первой оттепели. А весной метеорологи обещают Дальнему Востоку еще одно наводнение.

Прямая речь

Александр Соколов, мэр Хабаровска:

- Количество тех, кто желает остаться жить на Большом Уссурийском острове, с каждым днем уменьшается. Все больше людей соглашаются перебраться в благоустроенное жилье в городской черте Хабаровска. Конечно, предприятия, работающие на Большом Уссурийском острове, заинтересованы в сохранении там постоянного населения. Мы будем решать проблему вместе с их руководством. Но вообще у нас есть желание переселить всех жителей поселка Уссурийский в Хабаровск.

У нас каждый год возникают серьезные проблемы и неудобства, связанные со снабжением острова всем необходимым и перевозкой людей. Построенный недавно мост в районе села Осиновая речка не решает всех проблем, а перспективы строительства еще одного моста на остров из центральной части Хабаровска пока не просматривается. Разумеется, Большой Уссурийский необходимо развивать, и со временем это непременно будет сделано, но при этом нужно будет решить ряд важных и сложных задач - поднять и укрепить берег острова, защитить его от угрозы наводнения в будущем. Однако все это - прерогатива государства, здесь нужно соответствующее решение федеральных властей.

Помощь пострадавшим Хабаровск Дальний Восток