В этом году перечень рекомендованных школьных учебников формируется по-новому. Учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти несколько экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. На педагогическую экспертизу в РАО поступило 584 учебника по 29 предметам (всего представлено 167 завершенных предметных линий).
- Мы не рекомендовали для включения в перечень около 20 процентов учебников. Среди них есть учебники для начальной школы, книги по обществознанию, ОБЖ, химии, математике, физике, иностранному языку. - рассказал Игорь Суколенов.
Какие претензии чаще всего предъявлялись к учебникам? Мало информации по истории предмета. Например, в учебниках химии ничего не сказано о великих ученых Менделееве, Бутлерове, единственном российском нобелевском лауреате по химии Николае Семенове. В некоторых учебниках нет вообще или слишком мало заданий для самоконтроля, нет вопросов по теме.
- К книгам для начальной школы было особое внимание. В том числе - к иллюстрациям и оформлению. Вот открываем учебник математики за 1 класс, где дано задание: "Рассмотрите картинки, сделайте вывод". А там - весы с баклажаном и арбуз, которые, как видно на картинке, весят одинаково. Рядом еще одни весы. Там уже баклажан уравновешен с дыней. Ученикам заранее дается неверная информация. - поясняет эксперт. - На третьем уроке первоклашкам дается определение: "Многоугольником называют замкнутую линию без самопересечений". Может это понять ребенок в 7 лет?
Все забракованные книги поступят на доработку в издательства и в этом году они уже не смогут попасть в перечень, даже если будут основательно отредактированы.
Все ошибки и ляпы в школьных учебниках - в ближайших номерах "РГ".