Андрей Билль, певец, шоумен, педагог, заслуженный артист России:
- Да мои самые счастливые годы прошли именно в армии, потому что все, чему я хотел научиться, я научился именно там. Начинал в "ранге" обычного солдата, а когда там узнали, что я умею петь, меня забрали в Ансамбль песни и пляски. С его помощью я проехал практически всю страну, получил новые знания, которыми пользовался вплоть до окончания Гнесинского института. Все, о чем нужно было заботиться, - заботилась страна, а мне посчастливилось заниматься любимым делом. Кроме того, в любой части есть как минимум один плюс - начинаешь уделять внимание самоорганизации. У меня никогда в жизни не было проблем с режимом, пунктуальностью и распределением времени.
Леонид Десятников, композитор, заслуженный деятель искусств РФ:
- Боюсь, что ничего. Это потерянные полтора года моей единственной, драгоценной жизни. Конечно, были какие-то славные люди (с теплотой вспоминаю своего командира), симпатичные моменты, но большей частью связанные с музыкой. Я служил в духовом оркестре и в моей композиторской работе это очень пригодилось. Я с упоением штудировал партитуры Семена Чернецкого - блестящего военного композитора, создавшего некоторое количество шедевров в жанре строевого марша. Это действительно музыка экстра-класса, о которой за пределами воинских частей мало кто знает. Что касается чувств и отношений... Я довольно скоро понял, что в армии они примерно такие же, как и "на гражданке", только более откровенные, что ли. Глупость, жадность, мелкие пакости, лицемерие, карьеризм - только не покрытые тонким лаком "цивилизации". Правда, это было в конце 70-х. Возможно, сейчас ситуация изменилась, но не думаю, что в лучшую сторону.
Денис Гуцко, писатель:
- Армия, безусловно, - это школа выживания. Оглядываясь назад, лично для себя я вижу пользу, поскольку попал служить абсолютно домашним мальчиком. Впрочем, помимо положительных вынесенных уроков, было очень много несправедливости и жестокости. Ведь армейская жизнь в любом случае не сахар, сдабривать ее к тому же дедовщиной и прочими "прелестями" - совершенно не нужно. Мне очень повезло - я попал туда уже с сержантскими лычками и беспредел задел меня не сильно. Но это то, чего для своего ребенка я никогда бы не хотел. Не знаю, насколько этот негатив сохранился в наши дни, однако я точно знаю, что армия должна быть профессиональной и добровольной. Если верить средствам массовой информации, российские ресурсы вполне позволяют это сделать.
Константин Рубцов, служащий по контракту:
- Мне довелось служить во Внутренних войсках, где, собственно, я нахожусь по сей день; поэтому главное, что мне дала армия - это работа, прибавляющая уверенности в завтрашнем дне. Прекрасный соцпакет, военная ипотека и прочие вытекающие из этого преимущества. Сама служба показала, что "я смогу", не сломаюсь и до конца сохраню свое человеческое лицо даже там, где многие его теряют. На службе я также приобрел навыки применения своих теоретических знаний на практике. Не знаю, что бы я думал, если бы пошел работать в другое место, но на данный момент я понимаю, что армия мне дала очень многое.