14.02.2014 00:50
Общество

Валентина Матвиенко: Вернуть детям отечественное кино - задача решаемая

Рубрику ведет Валентина Матвиенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (6306)
Думаю, каждый человек время от времени вспоминает с теплыми чувствами свои детские годы. Я не составляю исключения. Одно из самых ярких, светлых воспоминаний моего детства, которое проходило в нелегкие послевоенные годы, - это, несомненно, кино, и в первую очередь - фильмы для детей. Мы ждали их, не пропускали, смотрели иногда по два-три раза, оживленно обсуждали.
Читать на сайте RG.RU

Не одно поколение в нашей стране выросло на детских фильмах. Ведь из 150 кинокартин, выходивших в год в Советском Союзе, порядка 30 лент предназначались детям. Детское кино создавали талантливые сценаристы, режиссеры, операторы, композиторы, в них снимались замечательные актеры. Эти фильмы учили любви к Родине, добру, честности, порядочности, умению дружить. В них шел серьезный, откровенный разговор о вещах, очень важных для детей и подростков.

Валентина Матвиенко: Российские школы должны стать источником здоровья

Лучшие детские фильмы советского периода и поныне остаются в нашей культурной сокровищнице, мы можем опираться на них в воспитании подрастающих поколений. И все же они отражают ушедшую историческую эпоху, реальности, которых уже нет. За последние двадцать лет в нашей стране произошли коренные общественные перемены. Бурное развитие коммуникативных и информационных технологий привело к изменению языка самого кино, повлияло на его восприятие детьми. На дворе новое время, и оно требует новых детских фильмов.

К сожалению, отечественное кино пока не готово ответить на этот вызов. Правда, наметились некоторые позитивные изменения в анимационном кино. По итогам встречи председателя правительства Российской Федерации с мультипликаторами России в 2012 году на развитие анимационного кино было выделено порядка 1,5 миллиарда рублей. Но если говорить о детском кино России в целом, то нового детского кинематографа, сопоставимого с тем, прежним, по масштабам производства и проката, профессиональному уровню, адекватности запросам детской аудитории, у нас пока не создано.

В результате уже третье поколение российских детей растет преимущественно на зарубежных детских фильмах. Но даже самые хорошие из них далеко не всегда поднимают вопросы, которые важны именно российским детям, подросткам, зачастую несут чуждые им идеалы, ценности, образцы поведения.

Говоря это, я не призываю отгораживаться от других стран, народов ни в культурной, ни в духовной, ни в какой иной области. В современном мире любая изоляция чревата отставанием и деградацией страны. Вместе с тем совершенно очевидно, что сильную и процветающую Россию мы можем создать только сами, никто за нас эту работу не сделает. Успешно выполнить ее могут только хорошо образованные, духовно богатые люди, с высоким чувством гражданственности, человеческого достоинства. И как убеждает опыт, в таком воспитании детским фильмам принадлежит очень важная роль.

Мы проводили в Совете Федерации "круглый стол", на котором обсуждали сложившуюся ситуацию вместе с мастерами детского кино, представителями органов власти, общественных и творческих организаций. По общему мнению, основная причина такого положения заключается в том, что кино, в том числе и детское кино, - не только искусство, но еще и бизнес. Но если мы хотим возродить детский кинематограф в нашей стране, то обязаны рассматривать имеющиеся здесь проблемы с самых разных сторон.

Начнем с того, что детское кино - вещь дорогая. Бюджеты детских фильмов в России в разы скромнее, чем на Западе. Между тем очевидно, что при малых затратах практически невозможно снимать фильмы для детей, которые могли бы конкурировать с аналогичной зарубежной продукцией. Пока не решим эту проблему, фильмов для детей высокого художественного уровня, способных занять достойное место на российском и международном кинорынке, у нас не будет.

Для этого требуется ряд системных мер. Это развитие государственно-частного партнерства, введение налоговых льгот, стимулирование деятельности благотворительных фондов, меценатства в сфере детского кинематографа. Я согласна с тем, что можно было бы пойти на отмену запрета прерывания детских программ телевидения рекламой (все равно дети видят ее в огромных количествах), но при условии, что определенная часть вырученных таким путем денег будет направлена на развитие детского кино. Будем продолжать работать с телевизионным сообществом с тем, чтобы найти взаимоприемлемое решение проблемы.

Другая острая проблема отечественного кинематографа для детей - нехватка кадров. Мне не раз доводилось разговаривать с мастерами этого жанра. Все они в один голос отмечали, что постепенно уходит поколение режиссеров, операторов, актеров, представителей других профессий, которые хорошо знают, чувствуют специфику детского кино, а новых кадров на подходе фактически нет: они не востребованы, так как детское кино в России не снимается. То немногое, что у нас сохраняется в этой сфере, держится усилиями энтузиастов. Восстановление отечественной школы детского кино - задача не менее значимая, чем решение финансовых проблем.

Фактически рухнула система проката детских фильмов. В кинотеатрах их показывают только в утренние и дневные часы, цены на билеты на них ниже. В принципе это правильно. Однако тем самым деньги, затраченные на детские фильмы, вернуть труднее, чем затраты на кино для взрослых. Здесь тоже необходимо предпринять шаги, стимулирующие кинотеатры к более широкой демонстрации детских фильмов.

У многих телеканалов прописано в соответствующих лицензиях, что детские передачи должны занимать до 15 процентов эфирного времени. Однако, как отмечают производители детских программ, телеканалы данную норму не всегда соблюдают. В результате, например, анимационные сериалы для детей показывать почти негде. В самом деле, канал "Карусель" пока в стадии становления, канал "Дисней" показывает только свою продукцию. Программа "Спокойной ночи, малыши" имеет примерно 250 эфиров в год по 4,5 минуты. Тоже немного. Важно, чтобы соответствующие органы исполнительной власти жестче требовали соблюдения норм, регулирующих телеэфир для детей.

Несмотря на все перечисленные, а также иные трудности, вернуть российским детям отечественное кино - задача решаемая. Какими я вижу шаги, меры, способствующие возрождению производства и проката детского кино?

Совершенно очевидно, что без участия государства, поддержки государства нам детское кино не возродить. И такая работа в Год культуры развертывается. Сегодня требуется комплексное законодательное регулирование всего, что составляет сферу искусства, культуры. Мы, законодатели, сделаем все от нас зависящее, чтобы уже в этом году принять новый закон о культуре.

Глава российского государства Владимир Путин поручил подготовить до 1 апреля 2014 года проект основ государственной культурной политики. Кроме того, президентом дано поручение правительству России о подготовке к 15 марта 2014 года предложений по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката в России.

Результатом всей этой работы должна стать и, уверена, станет программа правовых, организационных, финансовых и иных мер, которые дадут импульс возрождению и развитию детского кино в нашей стране.

Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу: deti@rg.ru

Семья и дети Наше кино Совет Федерации