14.02.2014 00:20
Общество

Юрий Энтин: Пока я не вижу предпосылок к возрождению детского искусства

Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (6306)
Читать на сайте RG.RU

Юрий Энтин, поэт-песенник, драматург

Проблемы с детским кино начались тогда, когда наша национальная идея переключилась с коммунизма. Все прекрасно понимали, что не доживут до него, но упорно шли этим курсом, полагая, что дети - новые строители коммунизма, наше будущее, им уделялось колоссальное внимание. Поэтому лучшее в мире кино, лучшие в мире детские театры, единственная в мире детская опера существовали только в нашей стране. А самое главное - дома пионеров, в которых начинали великие артисты, режиссеры, шахматисты. Начиная с 1985 года, все влиятельней становилась такая национальная идея, как деньги, куда никак не вписывалось подрастающее поколение. Сначала погиб "Союзмультфильм", затем "Киностудия Горького", потом детская песня, которой я занимался всю жизнь. Как ни парадоксально, еще и Дума, преследуя благие намерения, поспособствовала этому, запретив рекламу на детском телевидении; финансирование детских каналов практически сошло на нет.

Если в Америке Дисней научил людей зарабатывать на детях (в хорошем смысле этого слова), то мы этому никак не научимся. Когда я впервые попал в США, то обошел все бродвейские спектакли - 90% из них были детскими и очень эффектными, дорогостоящими. Впрочем, музыка, стихи и сама идея там очень слабы и бездуховны, также зачастую вплетена выгода и корысть персонажей, а нам это все привозят и привозят. Между тем подобные, но гораздо более интеллектуальные произведения наших авторов лежат на полках, никому не нужные. Назовите мне хотя бы один мультфильм, не "ремикс" и не кальку с чего-то западного, появившийся за последние годы в России? Это все, как говорится, "стеб", причем достаточно талантливый, чем он и опасен.

Люди, которые создавали детское искусство, гремевшее не только на нашу страну, живы до сих пор, их довольно много, но к ним никто не обращается. Мы все время что-то пишем и придумываем, но пробиться сквозь стену денег и новых кумиров совершенно невозможно. Мне периодически звонят с разных телеканалов и газет, общаются, берут мнение, но ни меня, ни Остера, ни Успенского ни разу не пригласили ни на один детский канал.

Очень хочется, чтобы детское искусство, о котором "РГ" пишет на второй полосе, возродилось. Однако пока я не вижу никаких предпосылок к этому. Я продолжаю борьбу, езжу по всей стране, в Америке и, как ни странно, в Иордании есть центры, посвященные моему творчеству, а у нас пока нет.

Недавно специально записал текст одной песни, очень показательной для современного творчества. "А за окном бушуют молекулы любви... Играй, гормон, на солнце выделяйся феромон". Очень увлекательно и глубоко. Но самое страшное, что она вещается на всю страну, и дети будут напевать именно ее.

Семья и дети