14.02.2014 00:07
Культура

140-летие Всеволода Мейерхольда отметят театральным альманахом

Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №34 (6306)
"Мейерхольд - это я", театральный альманах. Центр им. Мейерхольда (ЦИМ). 15 февраля.
Читать на сайте RG.RU

Девятого февраля исполнилось 140 лет со дня рождения того, кого легкомысленно или серьезно называют отцом русского театрального авангарда. Не будем спорить о термине, скажем лишь, что само его имя стало символом искусства режиссуры, рожденного на переломе эпох, что его учеником был великий Эйзенштейн, а сам он был учеником Станиславского и Немировича-Данченко, первым актером молодой мхатовской труппы и сыграл там молодого новатора Константина Треплева в легендарной постановке "Чайки" 1898 года.

Гоголь-центр отметил свою первую годовщину "Мертвыми душами"

Карл Казимир Теодор Майергольд, бывший восьмым ребенком в лютеранской немецкой семье, по достижении совершеннолетия принял православие и изменил свое имя на Всеволод Мейерхольд, в честь любимого писателя Гаршина. Покинул МХТ в 1902 году и начал странствия, которые привели к созданию его шедевров - "Балаганчика" в театре Веры Комиссаржевской, "Маскарада" в Александринке, "Зори", "Лес", "Мандат", "Ревизор" и, наконец, "Дама с камелиями". Он не покончил жизнь самоубийством, как его Костя Треплев, но был расстрелян 2 февраля 1940 года по статье 58 УК РСФСР (измена Родине, контрреволюционная деятельность). На год раньше была зверски убита в их доме в Брюсовом переулке его жена и актриса Зинаида Райх.

Центр им. Мейерхольда посвятил этому событию и самой жизни Мейерхольда новую документальную пьесу драматурга Елены Греминой "Мейерхлюндия". Она включила документальные материалы, манифесты Мейерхольда, сцены из его жизни. Автор сам представил свою пьесу, предприняв попытку создать на сцене "овальный театр", к которому одно время стремился Мейерхольд. Среди исполнителей пьесы - артисты московских театров, в том числе "Театр.doc". Сергея Есенина сыграет поэт Андрей Родионов. Звуковую среду создает композитор Дмитрий Власик.

В субботу, 15 февраля, ЦИМ презентует "Театральный Альманах" под названием "МЕЙЕРХОЛЬД - ЭТО Я". Это тематический фестиваль коротких спектаклей, совместный проект ЦИМа и независимого продюсерского объединения VOTTEBE. Среди его участников самые известные театры страны: Большой драматический театр (Санкт-Петербург), Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург), московский театр "Практика", Театр им. А.С. Пушкина (Москва), а также Центр драматургии и режиссуры, Центр им. Мейерхольда (Херсон) и Национальный театр им. И. Франка (Киев).

"МЕЙЕРХОЛЬД - ЭТО Я" - это пять посвящений выдающемуся сценическому новатору от театров, c которыми сегодня связывают надежды на обновление российской сцены. Организаторы вечера предложили театрам общие тему, сцену и общее условие - уложиться в двадцать минут, - оставив за ними выбор жанра, формы и материала. Никто не знает наверняка, что именно предстанет перед публикой, но арт-дирекция Центра уверена, что высказывания сегодняшних режиссеров о Мейерхольде сложатся в коллекцию театральных идей, определяющих лицо российского современного театра.

Драматический театр