17.02.2014 00:13
Спорт

Андрей Максимов: Спорт - единственное подлинное реалити-шоу

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №36 (6308)
Что у меня произошло на прошедшей неделе? Ко мне в программу "Наблюдатель", которую я имею честь вести на телеканале "Культура", пришел замечательный театральный режиссер-философ Клим и сказал, что театр - это едва ли не единственное место, где человек может почувствовать себя человеком.
Читать на сайте RG.RU

Я задумался. Причем надолго. И понял, что Клим прав. И расстроился.

Мы готовы чувствовать себя кем угодно: патриотами - не патриотами; борцами за власть и против власти; гражданами и покупателями; болельщиками и россиянами; психологами и политологами. А вот людьми - не хотим. Не хотим просто по-человечески смотреть на то, что происходит. Или не умеем уже? Не знаю.

Вот Олимпиада - вершина спорта. Спорт - это что такое? Это разве тест на то, какая страна лучше? Это разве возможность воспитать патриотические чувства? Это разве шанс в очередной раз сказать о том, какие хорошие или нехорошие люди стоят у власти?

При желании политику можно отыскать всюду. Дело нехитрое.Но и неинтересное

Нет. Большинство из нас все-таки смотрят Олимпиаду по телевидению, которое - скажем ему спасибо - на этот раз показывает соревнования и полно, и красиво. Так вот для меня спорт - это единственное подлинное, не пошлое, чудесное реалити-шоу. С подлинными страстями, судьбами, страхами и радостями.

Это история не политики, не спортивных федераций, а людей. Эдакое увеличительные стекло, которое показывает человека полно и ярко.

Спорт - это быстрее, выше, сильнее. И это не мало, это очень много. Столкновение страстей и характеров. И даже наш любимый с Климом театр в этом смысле проигрывает. Там постановка - тут жизнь.

Вы видели, как уходил Евгений Плющенко? Вы видели, как после неудачного приземления на разминке у него на лице был не ужас, а удивление? Вы видели лицо его тренера Алексея Мишина, когда к нему подъехал Плющенко? Вы видели, как собрался в последний раз великий спортсмен, чтобы попрощаться со зрителями? Вы, правда, не понимаете, что это была история не про политику, не про федерацию, не про министерство спорта, а про человека?

Вся история выступления Плющенко на Олимпиаде - это история человеческая. Ему дали шанс. Могли не дать? Могли. Мог на Олимпиаде выступить Максим Ковтун, чемпион России? Мог. И мы бы болели за него. И вполне вероятно, что в этом случае в копилке медалей сборной России появилась бы еще одна. Нам чего важней: еще одна медаль или дать шанс великому спортсмену выступить на своей последней Олимпиаде? Человек или металл? Вполне себе конкретный выбор...

Есть такое выражение: рвать спину. Плющенко в прямом смысле рвал ее ради нас, зрителей. Чтобы нам было красиво. Чтобы мы радовались за своего. Так что мы теперь на него налетаем, мол, шанс не использовал? Что мы теперь на федерацию налетаем: мол, не рассчитали...

Это не организационная, это человеческая история: великий спортсмен, согнувшись, уходил со льда. Телекамера проводила его в коридор и зафиксировала, как Плющенко сел на корточки и не мог идти... Потом камера уехала.

Когда Олимпиада закончится - начнется разбор полетов. А сейчас я предпочту видеть людей с их подлинными страстями

Будет Плющенко выступать в коммерческих турах или не будет - это его выбор. И, в конечном итоге, его дело. Подозреваю, что напряжение в финале олимпийских игр несравнимо ни с чем. Но когда огромный зал, стоя, провожал Женю и никто не засвистел - я подумал, что спорт проверяет не только спортсменов, но и зрителей. Зрители олимпийской арены эту проверку прошли.

А потом на лед вышел Юдзуру Ханю - новый лидер мирового фигурного катания. Откатал короткую программу с новым олимпийским рекордом. А я думал, что делал в тот момент Женя в раздевалке? Видел ли он выступления того, кто пришел к нему на смену? И кто стал олимпийским чемпионом, откатав пусть и с помарками, но явно сильней других.

При желании политику можно отыскать всюду. Дело нехитрое. Некоторые люди готовы винить власть даже в том, что в этом году в Москве мало снега. Дай бог им здоровья, но мне интересно не это.

Почему сорокалетний биатлонист Оле Бьорндален все время побеждает? В чем уникальность этого человека? О чем думает участник семи (!!!) олимпиад Альберт Демченко, когда мчится на своих санях к серебряной олимпийской медали? Вообще можно ли о чем-нибудь думать, когда мчишься на санях? Почему ослепительной красоты девушки делом жизни выбирают толкание камня, которое, как мы теперь знаем, называется красивым словом "керлинг"?

Мне интересны люди. Потому что только Олимпиада дает возможность разглядеть их столь полно в столь острых и драматических обстоятельствах. И я не хочу разменивать эти наблюдения ни на патриотические, ни на политические изыски.

Конечно, когда Олимпиада закончится - начнется разбор полетов. Всяко разный. И, наверное, головы полетят. И праведный гнев будет обрушен на тех, у кого не вышло. И радость - на тех, у кого получилось. И награды раздадут, думаю. И выговоры. И любители видеть политику во всем разойдутся от души.

Но все это - потом. После. Когда погаснет в чаше олимпийский огонь.

А сейчас я предпочту видеть людей - со всеми их страстями, радостями и печалями. Людей, которые умеют то, чего я не умею и не научусь никогда. Людей, которые делают свое дело предельно честно и максимально хорошо.

О, спорт - ты никакой не мир и не проявление политики, и даже не демонстрация патриотизма. О спорт! Ты - спорт! И это очень много.

Человек на олимпийской арене или трассе - это человек подлинный. Разве этого мало?

Олимпийские игры