18.02.2014 00:45
Экономика

В России в критическом положении оказалось 70 моногородов

Текст:  Вадим Гераскин (заместитель генерального директора группы "Базовый Элемент")
Российская Бизнес-газета - : №6 (935)
Что делать, если принято решение о консервации или закрытии градообразующего предприятия? К сожалению, этот вопрос уже перестал быть теоретическим. В 2013 году из-за падения на мировых рынках цен на многие товары российского экспорта резко ухудшилась ситуация в целых отраслях российской экономики и многих моногородах.
Читать на сайте RG.RU

Согласно последним заявлениям властей, в критическом положении оказалось 70 моногородов. При этом, по оценкам экспертов, в 20% из них нет потенциала для диверсификации экономики.

Сейчас в поселке Жирекен в Забайкальском крае идет консервация градообразующего Жирекенского производственного комплекса. Такое решение было принято из-за обвала цен на продукцию предприятия - ферромолибдена. Как показали предварительные расчеты, для ликвидации поселка после консервации предприятия требуется 5-5,5 млрд рублей. Это средства на обеспечение переезда и создание жилья для 4,6 тысячи жителей (примерно 1,2 млн рублей на одного переселенца). Однако переселение оставляет нерешенным целый ряд проблем: как трудоустроить переселенцев, как быть с теми, кто не желает выезжать (жителей, категорически не желающих покидать родные места, всегда около 20%), что делать с оставленным поселком (бросать, сносить или проводить рекультивацию). Закрытие поселка не дает ответа на эти вопросы и, кроме того, создаст дополнительные проблемы, если в будущем, при улучшении конъюнктуры, будет принято решение о расконсервации предприятия.

Минэкономразвития предлагает закрывать неперспективные моногорода

В некоторых зарубежных странах с похожей структурой экономики (Канаде, Австралии) при истощении месторождения или ухудшении мировой конъюнктуры используется модель так называемого управляемого сжатия моногородов.

Как показало исследование, проведенное "Базовым Элементом" в 2013 году в моногородах присутствия компании, такая модель может быть адаптирована для России. Реализация этой модели требует межведомственного взаимодействия, активного вовлечения местных, региональных и федеральных властей и большой организационной работы, однако представляется наилучшим решением.

Управляемое сжатие - это сжатие жилой территории поселения и оптимизация коммунальной инфраструктуры в соответствии со снижающейся численностью населения при сохранении высоких социальных стандартов. Что предполагает управляемое сжатие?

Во-первых, это региональные и федеральные программы поддержки высвобождающихся сотрудников - как их трудоустройства, так и содействия переселению через выкуп жилья или выдачу жилищных сертификатов.

Во-вторых, это обеспечение социальных гарантий жителям, которые не готовы уехать и поэтому остаются в поселке. Как показывает международный опыт, в переходный период, когда после закрытия предприятия резко снижаются доходы бюджета и населения, в моногородах критически важно поддерживать социальные стандарты и обеспечить работу коммунальных систем и социальных учреждений. В частности, необходимо искусственно сохранять ставки специалистов в социальных учреждениях, особенно здравоохранения. Все эти меры требуют поддержки на федеральном уровне, поэтому необходима федеральная программа по обеспечению соцгарантий для населения кризисных городов.

В-третьих, реализуется антикризисная градостроительная политика - оптимизация жилого фонда и жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствии с уменьшающейся численностью населения. Для этого оценивается численность населения поселка на среднесрочную перспективу и готовится план градостроительного зонирования (выделяются районы, которые останутся жилыми, и неперспективные районы, которые будут отключены от коммуникаций).

Наконец, необходима программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Высвобождаемые при сжатии поселка площади могут стать ресурсом для развития малого и среднего бизнеса. Для управления ими может быть создан специальный фонд и разработана программа продажи и аренды муниципальных помещений. Для привлечения предпринимателей можно установить "нулевые" ставки аренды в первый год и льготные ставки аренды в последующие годы.

Помимо того, что управляемое сжатие позволяет решить все те вопросы, которые остаются нерешенными при закрытии поселений, оно является более экономически оправданным. Стоимость реализации хорошо спланированной политики управляемого сжатия в 20% моногородов, которые отнесены к "кризисным", обойдется в 20-33 млрд рублей в зависимости от масштабов переселения (от 40 до 60% населения). Это в 5-6 раз дешевле, чем их ликвидация, общие расходы на которую могут составить около 120 млрд рублей. Кроме того, политика управляемого сжатия позволит вернуть в экономическую деятельность 45-50 тысяч человек, многие из которых являются квалифицированными работниками с хорошими навыками к переобучению.

Один из самых известных примеров реализации модели управляемого сжатия в Канаде - город Тамблер-Ридж. После закрытия шахты местные власти обеспечили в городе сохранение высоких стандартов социальных услуг и реализовали программу по выкупу жилья и продаже его по низким ценам. Доступное жилье и хорошее качество жизни рассматривались как основа для диверсификации экономики города. Такая стратегия оказалась успешной, и одним из индикаторов может быть рост численности населения города. После закрытия шахты в 2001 году численность населения упала ниже 2 тыс. человек, но в 2006 году она почти достигла 2,5 тысячи человек. Новые жители не только обеспечили налоговые поступления в бюджет города, что позволило финансировать содержание инфраструктуры, но и принесли с собой новые идеи по развитию бизнеса и самого города. В первые годы реализации плана ревитализации было создано несколько десятков малых предприятий, новые жители начали реализацию программы улучшения облика города, и сегодня Тамблер-Ридж даже представлен на туристических сайтах Канады.

Экономика