18.02.2014 10:40
Экономика

В Воронеже рассказали, как открыть инновационный бизнес

Как подготовиться к открытию бизнеса в сфере инноваций
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №37 (6309)
Прежде чем стать советником президента фонда "Сколково", Пекка Вильякайнен создал первый в мире сервис интернет-банкинга, продал свой бизнес крупной финской компании и в качестве топ-менеджера сделал ее европейским лидером телекоммуникационных и IT-разработок.
Читать на сайте RG.RU

Теперь он отошел от дел, переехал в Россию и, разъезжая по стране в рамках стартап-туров, принялся "сколачивать" местное сообщество инноваторов. Будучи в Воронеже, Пекка Вильякайнен поделился наблюдениями с читателями "РГ".

Пекка Вильякайнен: В прошлом году в Астрахани на наше мероприятие собралось около трехсот человек, и когда я спросил, кто реально хочет заниматься бизнесом в сфере инноваций, поднялось только пять рук. Но если Россия собирается развивать несырьевые секторы экономики, надо показать, что в них есть возможности для старта. Чтобы в конечном счете больше половины родителей без опаски ориентировало своих детей на открытие бизнеса, а не на работу в бюджетных структурах.

Я запустил свой IT-проект в 13 лет, будучи стопроцентным "ботаником". "Пекушка, ты обанкротишься, - причитала мама. - Получи лучше хорошее образование, найди жену и место в стабильной компании". В нашей лесной деревушке было 250 жителей. Я ловил речных раков, продавал - обеспечивал базовое финансирование. От дел отошел в 39 лет, когда в нашей компании работало 19 тысяч человек из 26 стран мира. Теперь в России мне иногда жалуются - мол, в нашем городе население всего 300-500 тысяч, простора для бизнеса маловато, то ли дело столица... Я только плечами пожимаю. В Финляндии и в столице-то всего миллион человек живет, на всю страну - пять миллионов. А бизнес вполне развит.

Мир становится таким глобальным, что следующая суперкомпания типа Apple или Google может зародиться где угодно. Взять Воронеж: по внешним признакам (близость к Москве и Европе, инфраструктура) нельзя сказать, что тут чего-то не хватает для стартапа. Прозвучит высокомерно, но если люди с такими "ингредиентами" не могут добиться успеха, то он им и ни в каком другом городе не светит.

Проекты воронежцев отобрали на всероссийский конкурс

Что бы вы посоветовали начинающим?

Пекка Вильякайнен: Уйдя "на покой", я решил записать свои управленческие ошибки. Думал, одного листка хватит, а получилась книга на 300 страниц. Попробую вам покороче сформулировать... Для успешного стартапа нужно, во-первых, найти умного советчика. Опытного предпринимателя или бизнес-ангела. Кстати, бизнес-ангел - это не тот, кто вам просто денег даст, а тот, кто заинтересуется самой идеей, поделится историей личных успехов и провалов. Вот почему мы и пытаемся создать некое сообщество. В России люди хотят стать богатыми уже завтра. Но инновационный стартап - это не спринт, а марафон. Может, у вас и будет 500 процентов прибыли, но - через десять лет или больше. И это нормально!

Второе. Если вы изначально настроитесь скептически, то никогда не построите хороший бизнес. Да, полезно послушать про страсти, которые кипели в 1990-е. Но стоит иметь в виду, что теперь все рискованно, но уже не столь опасно. По-моему, в возможности России меньше всего верят сами русские. Например, я начал бизнес в вашей стране в ноябре и полностью запустил его за 21 день, освоив около трех тысяч долларов.

Наконец, не стесняйтесь общаться. Встречаясь с русскими инноваторами, я часто замечаю, что они любят свои изобретения, но не любят людей. Но главное в лидерстве - найти тех, кто пойдет за тобой.

От каких ошибок вы бы предостерегли инноваторов в регионах?

Пекка Вильякайнен: Не надо искусственно занижать планку, ограничивая сферу применения своей идеи. Да, начинают с малого. Но если вы сразу сделаете продукт такого качества, что он сгодился бы на импорт, то достигнете лучших результатов и на локальных рынках.

 В России люди хотят стать богатыми уже завтра. Но инновационный стартап - это не спринт

Еще не надо подбирать "однородный" коллектив. В свою первую фирму я взял только парней-сверстников - мы ходили в одну школу, пили одни напитки и встречались с одними и теми же девчонками. Позже я понял: чтобы бизнес был привлекательным для большего количества потребителей, среди сотрудников нужны и девушки, и коллеги постарше, и иностранцы. Я, кстати, посоветовал бы родителям умных девушек поощрять в них стремление к бизнесу. Давно замечено, что женщины-предприниматели добиваются успеха, так как лучше заботятся о людях.

Я видел презентации стартапов в 20 городах России, в каждой был слайд "Наша команда" - и сплошь русские фамилии! Даже в больших университетских городах, где полно зарубежных студентов! Начинай я свой IT-бизнес где-нибудь в Томске, Новосибирске или Воронеже, я бы не пытался вообразить психологию немецкого пользователя, а просто позвал бы к себе сотрудника-немца. Например, лучший стартап в Хельсинки - производство игр для мобильных устройств с оборотом в 1,2 миллиарда долларов в год - начинали 75 человек. Но они были из 40 стран! Учились вместе в университете и придумали продукт, который подходит и для Кореи, и для Штатов. Конечно, в интернациональной команде свои сложности в общении, но игра стоит свеч.

В России есть еще такая особенность: авторы инновационного решения стремятся как можно скорее "спрятать" его за забором из патентов и никому про свою идею не рассказывать - чтобы не украли. В мире же многие делают деньги вообще без патентов. Конечно, если вы придумали нечто абсолютно уникальное, патент станет одним из элементов защиты - но только одним из!

Чего, на ваш взгляд, не хватает у нас в стране для успешного развития стартапов?

Пекка Вильякайнен: Главный дефицит - люди с лидерскими качествами. Многие компании используют модель руководства, традиционную для крупных промпредприятий. Есть босс, он издает приказы, у него самый просторный кабинет и самая крутая тачка. Его легко отличить от подчиненных по поведению. Однако в уже упомянутой мной финской компании вы босса за целый день не опознаете.

У нас много говорят о том, что вузы должны поддерживать инновационную и бизнес-активность студентов. Но как?

Пекка Вильякайнен: Всеми способами! Гранты, помещения на льготных условиях, эксперты... Многие преподаватели полагают, что их работа - читать лекции. А главное - давать знания. С этим и в Финляндии проблема, вы не думайте. Лет шесть назад в стартап-сообществе в Хельсинки было всего 20 человек. Они собирались, как водится у финнов, в сауне. С тех пор сообщество разрослось до 52 тысяч человек, и подходящей сауны уже, увы, нет... Так вот, поначалу в вузе только посмеивались над ними. А потом пришел новый ректор, выделил помещение, сагитировал студентов, посоветовал хороших спикеров. И это принесло университету немало очков. В больших городах нужны такие объединения, где люди могли бы вместе креативить, находить партнеров по бизнесу. Не миллиарды нужны прежде всего, а люди.

Инновации Воронеж Центральная Россия