Дипломатическая эпопея, цель которой - остановить гражданскую войну в Сирии, достигла критической точки. Волна ожиданий, которые породило начало операции по вывозу химоружия и "Женевы-2", сошла на нет. Заговорили о политическом тупике, зазвучала риторика прошлой осени.
Кризис дипломатического процесса налицо. Толчка, который дала российская инициатива сентября прошлого года, уже не хватает на то, чтобы обеспечить дальнейшую динамику. Нужен другой импульс подобного же рода, способный не просто подхлестнуть переговоры, но и внести в них какой-то новый сюжет.
Сейчас вся тяжесть урегулирования легла на плечи дипломатов. Им приходится искать, как сблизить диаметрально противоположные позиции. Пока чисто техническими ухищрениями - придумывая формулировки, на которых могли бы сойтись противостоящие группы. Метод естественный - при существующем уровне взаимного отторжения прежде всего нужны меры по укреплению (в данном случае скорее созданию) доверия. Это необходимая техническая работа, но всерьез продвинуться можно только на политическом уровне.
Сирийская коллизия, что бы ни лежало у истоков конфликта, давно стала определяющей для всей большой региональной политики. От того, что будет происходить в Сирии, зависит характер баланса (или дисбаланса) на всем Ближнем Востоке. И хотя справедлив тезис о том, что договориться о чем-либо могут в конечном итоге только сами сирийцы, понятно, что без согласия внешних сил компромисса не будет.
Главным вопросом является будущее устройство Сирии - не состав переходного правительства, как настаивает оппозиция, а именно новая государственная модель. И она должна быть в центре переговоров в Женеве. Если речь заходит просто о смене власти (Асад должен уйти и уступить место другим), это обречено - Дамаск не собирается и не будет обсуждать капитуляцию. Тем более что на театре военных действий режим, как минимум, не проигрывает. Между тем светская Сирия, в которой юридическими и политическими средствами гарантированы права всех групп населения, может быть общей целью для "здорового" ядра - и оппозиции, и власти. Понятно, что радикальных исламистов, воюющих за установление религиозного государства, такая перспектива не устроит, но их, впрочем, не устроит ничего, кроме собственной безоговорочной победы.
Для того, чтобы коалиция "здоровых сил" сложилась внутри Сирии, она прежде должна возникнуть вне ее. Россию и США идея о светской стране, где уважаются права жителей разной этнической и конфессиональной принадлежности, не может не объединять. Сложнее с соседями. Саудовскую Аравию и Иран волнует не столько устойчивость Сирии, сколько их собственные позиции там. Поэтому усиление лояльных им групп и общин в этой стране представляется Эр-Рияду и Тегерану задачей более важной, чем установление внутреннего баланса интересов. И, в первую очередь, нужны стимулы к компромиссу для этих держав, гарантии того, что их интересы в будущей сирийской модели будут учтены.
Наконец, есть страны, которые заинтересованы в том, чтобы минимизировать негативное воздействие сирийских событий на ситуацию у себя и в регионе в целом. Это Ирак, Ливан, Иордания, Египет, Турция, ОАЭ. Степень их втянутости во внутрисирийские дела различается от активной ангажированности (Анкара и Бейрут) до достаточно нейтрального отношения (Каир). Эти государства, особенно находящиеся на чуть большей дистанции, как Иордания и Египет, потенциально могли бы составить костяк "стабилизаторов", способных содействовать атмосфере компромисса.
Как бы то ни было, недавно появились слухи о том, что параллельно с "Женевой-2" может возникнуть другой консультационный формат, где представлены внешние державы, в том числе исключенный из женевского процесса Иран. Это дает надежду на более активную работу именно по региональному направлению. Сделка стран Ближнего Востока значительно облегчит достижение прогресса на межсирийских переговорах. Но для этого основные патроны - Россия и Америка - должны доказать государствам-участникам, в первую голову Ирану и Саудовской Аравии, что внешние гарантии устойчивости внутрисирийской договоренности обеспечат и их интересы.
На Москву и Вашингтон ложится сейчас основное бремя. Только их неустанные усилия могут спасти процесс сирийского урегулирования. Они должны активно работать со своими "клиентами", объясняя, что ничьей полной "победы" быть не может, а продолжение кровопролитного конфликта уничтожает именно их шансы на будущее. Внешний мир, в конце концов, может жить и с незатухающей междоусобицей в Сирии, как все свыклись в свое время с 15-летней гражданской войной в Ливане.
Сирийский мирный процесс, скорее всего, продолжится, потому что никто не знает, что делать в ином случае. Альтернатива - резкая эскалация войны и срывание Ближнего Востока в совершенный хаос, что не сулит ни малейших выгод кому-либо. Так что российские и американские посредники, скорее всего, искренне будут стремиться к успеху. В Женеве и вокруг нее рождается большая дипломатия XXI века, и ее повивальным бабкам из Москвы, Вашингтона, Парижа, Эр-Рияда и прочих столиц надо очень постараться, чтобы младенец получился здоровым и жизнеспособным.