На сайте мэрии Орла в открытом доступе находятся условия программы и список домов, предназначенных к сносу. Сейчас в нем 115 зданий. В мэрии говорят, что в областную программу переселения дома из муниципального реестра "уходят" в порядке очередности, то есть в зависимости от даты признания их аварийными. На деле так происходит не всегда.
Прогулка по бараку
Корреспондент "РГ" побывал в доме № 5 по Старомосковскому шоссе, который в муниципальном реестре стоит под номером 5. По логике, его уже должны были расселить. Однако в нем до сих пор живут люди. Двухэтажное здание жители именуют не иначе, как барак. Всего здесь восемь квартир, включая три коммунальные.
Аварийным здание признали 11 декабря 2009 года. Степень физического износа - без малого 81 процент. Дом построили в 1955 году. Когда-то он был ведомственным, заводским. Новоселам обещали, что заселяют их временно, пока завод не построит многоэтажку. Спустя 20 лет "барак" расселили, но… не снесли, а выдали ордера новым жильцам.
- Дом уже тогда был в неважном состоянии, - рассказал местный житель Сергей Ховрин. - Люди верили, что скоро им выделят нормальные квартиры, и терпели. Да и радовались хоть какому-то жилью. Годы прошли, уже и дети выросли, и внуки появились, а мы все так и живем - туалет во дворе соседнего дома, за водой ходим на колонку за двести метров.
Уже год полдома живет без газа. Прошлой зимой случилась беда - в квартире № 3 на втором этаже произошел пожар. В огне погибла баба Катя, немного не дожившая до своего 90-летия. Пожарные спасли от огня соседние квартиры, но залили их водой. Испытания не выдержали ни старая проводка, ни полы.
В квартире на первом этаже летом, как уверяют жильцы, сквозь дыры в прогнившем полу растут… кусты и трава. Но хуже всего то, что часть дома осталась без отопления.
- После пожара пришли какие-то люди и опечатали газовые трубы - и печку, и плиту, - жалуется 83-летняя жительница квартиры № 4 Нина Шумахер. - Сказали, систему надо ремонтировать за свой счет. Откуда ж я возьму такие деньги?
Система отопления здесь "древняя", каких давно не делают. В квартирах стоят газовые печи, которые жильцы называют форсунками. Их установили при строительстве, и запчасти для них найти нелегко. Менять отопительную систему не только дорого, но и опасно - дом-то аварийный. Удивительно, но ответственные службы ограничились пломбировкой печки и газовой плиты. Так что и обед не приготовишь.
- Куда мы только ни обращались, нигде никто нам не помог и ничего конкретно не ответил, - говорит старшая по дому Светлана Морокова. - Зато плату берут исправно - за свет в подъездах, которого нет, за санитарное содержание территории, хотя ничего не убирают. Выброшенная после пожара мебель так и валяется во дворе. Правда, однажды дорожку перед домом посыпали песком.
Из нового в здании, пожалуй, лишь общедомовой прибор учета, установленный коммунальщиками в прошлом году. Повесили его рядом с рубильником, самое место которому - в музее. Этой зимой жильцы не рискнули остаться в промерзших квартирах. Съехали - кто к родным, кто на съемное жилье. Домой приходят, чтобы проверить, не разбили ли хулиганы стекла, да забрать коммунальные счета.
Как же получилось, что дом до сих пор не расселили? Ведь его очередь подошла еще в 2011 году. В ответе администрации города говорится, что дом не был включен в областную программу переселения "в условиях ограниченного лимита денежных средств и в связи с тем, что собственники помещений в данном доме не приняли единогласного решения об участии в программе переселения".
Жильцы уверяют, что не знали о голосовании, да и большая часть квартир находится в муниципальной собственности. Как бы то ни было, но дом для участия в программе 2011 года не был заявлен, и жильцы напрасно ждали переселения. В конце 2012 года подобный ответ пришел им из облправительства. Но все же обнадежил - дом включили в программу переселения на 2012-2016 годы.
Вне расписания
Результаты проверки Счетной палаты об исполнении программы озвучил аудитор Юрий Росляк. По его словам, аудит проведен параллельно с Росфиннадзором. "Постоянно происходит как перенос сроков завершения, так и корректировка по объемам финансирования и результативным показателям программ", - сообщил он. Департамент пресс-службы и информации Счетной палаты привел такие данные: в Орловской области на 1 октября 2013 года снесено 11 из 62 аварийных многоквартирных домов, или 17,7 процента от плана.
В Орле информацию пока не комментируют, но со многим согласны. По словам начальника управления городского хозяйства Николая Рвачева, в прошлом году, действительно, было расселено 11 аварийных домов. Он привел список: это дома №№ 4, 6 и 14 по улице Автовокзальной, №№ 56 и 58 по улице Корчагина, № 65 по улице Прядильной, № 5 по улице Холодной, № 4 по Московскому шоссе, №№ 60 и 62 по Наугорскому шоссе и № 11 по Старомосковскому шоссе.
- Жилищные условия улучшили 282 человека, ликвидировано 4625 квадратных метров аварийных жилых помещений, - рассказал он. - На реализацию программы в Орле было затрачено свыше 189 миллионов рублей.
Согласны и с тем, что нарушаются сроки. Как уверяют в мэрии, происходит это по объективным причинам. Рыночная стоимость жилья превышает цену, заложенную в программе. Год назад городу пришлось просить у области дополнительный транш. Процесс тормозят и собственники квартир. Некоторые отказываются от предложенных вариантов переселения, другие "прописывают" родственников в надежде получить лишние метры. Впрочем, власти вправе подать иск о принудительном переселении.
С поправкой на ветер
Недавно власти вновь внесли поправки, и теперь в регионе действует программа на 2013-2017 годы. Федеральный центр поставил задачу - до 1 сентября 2017 года расселить все дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. Мытарства жильцов дома № 5 по Старомосковскому шоссе, видимо, закончатся. Вопрос в том - когда? В облдепартаменте строительства, транспорта и ЖКХ сообщили - расселение этого дома запланировано на 2014 год. Но нет гарантии, что так оно и произойдет, а жильцам не придет ответ с оправданием "в связи с ограниченным лимитом денежных средств"…
Это лишь один из аспектов проблемы. Много лет в регионе дома аварийными практически не признавали. Ветхими - да, но не аварийными, иначе, по закону, их пришлось бы срочно расселять. Денег на это у муниципалитетов не хватало, адресных программ переселения еще не было. Когда они появились, возник и аварийный жилой фонд. Причем, как считают специалисты, его реальный объем больше официально утвержденного.
P. S.
В Орловской области совместно с Фондом реформирования ЖКХ в 2008-2012 годах был полностью ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 1 января 2007 года. Вдвое сокращен аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2010 года. За 2008-2012 годы расселено 132 аварийных дома. Общая площадь расселенных жилых помещений - 30978,28 квадратных метра.