- Если федеральные средства пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке перечисляются, то в Челябинскую область они до сих пор не поступили, а это 1,15 миллиарда рублей, - говорит исполнительный директор союза КФХ и сельхозкооперативов Челябинской области Анна Таскаева. - Уже идет подготовка к посевной кампании, а фермеры закредитованы, многим из них нечем платить по займам. Документы для получения субсидий они предоставили еще в сентябре прошлого года, с тех пор ждут помощи.
В хозяйствах Агаповского района в преддверии посевной на счету каждое зернышко, но нужного количества так и не удается набрать.
- Наш район сильно пострадал как от засухи, так и от наводнения. В некоторых сельских хозяйствах полностью погибли посевы, если у кого из фермеров и сохранились небольшие запасы семян, то оказались сырыми: их всхожесть не достигает даже 40 процентов, - рассказывает фермер Зинаида Салаватулина. - Это страшно, когда нечего сеять: за 20 лет я такой ситуации не припомню. На субсидии фермеры в первую очередь закупили бы семена, иначе многим хозяйствам грозит разорение.
У Зинаиды Салаватулиной 2,5 тысячи гектаров. В прошлом году она по примеру коллег застраховала посевы. И, когда после природных катаклизмов вместо колосьев вновь увидела чистое поле, глава КФХ надеялась, что страховка все-таки покроет немалую часть потерь. Увы, она ничего не получила.
- В страховой компании разъяснили, что страховой случай наступил бы при наличии селевых потоков, как прописано в каком-то подпункте договора, а так как их не было, то и выплаты не положены, - поведала Салаватулина.
Можно только подивиться предусмотрительности страховщиков, ведь местность в Агаповском районе преимущественно равнинная. Аналогичные ответы получили и другие местные фермеры.
Не легче стихийного бедствия и расходы на ГСМ: в этом году цена дизельного топлива взлетела до 30-32 тысяч рублей за тонну.
- Если раньше фермеры Челябинской области могли рассчитывать на 30-процентную скидку на топливо, то сегодня таких договоренностей с нефтеперерабатывающими компаниями нет, - констатирует Анна Таскаева. - В 2006 году за тонну горючего фермеры в пересчете на их продукцию рассчитывались двумя тоннами пшеницы, а сегодня за тот же объем солярки потребуется отдать уже шесть тонн зерна.
По словам эксперта, большие надежды сельские товаропроизводители возлагали на так называемую несвязанную (погектарную) господдержку. Но ее размер в прошлом году составлял в Челябинской области лишь 400 рублей на гектар. Для сравнения: в западных странах он достигает 12-16 тысяч.
- Думаю, нам надо объединяться в кооперативы, ведь сообща легче побороть трудности, - говорит фермер из Карталинского района Сагымбай Рахимов. - В этом году фермеры особенно остро ощутили потребность в развитии сети кооперативов. Хранить зерно было негде, на частных элеваторах временно размещать его отказались, мы были вынуждены продавать урожай по бросовым ценам. Аналогичная ситуация с семенами: негде просушить, обеспечить правильное хранение, отсюда и низкая всхожесть. Кооперативные мини-элеваторы помогли бы решить эту проблему.
По мнению Анны Таскаевой, для развития сети кооперативов в регионе необходимо разработать федеральную ведомственную целевую программу и предусмотреть выделение на их поддержку средств из госказны в размере не менее 10 миллиардов рублей ежегодно.
Фермеры убеждены, что кооперативы помогут решить и вопрос приобретения новой сельхозтехники: в одиночку фермеру купить комбайн, цена которого достигает 12 миллионов рублей, не по карману, а вскладчину - вполне реально. Кстати, уровень износа техники в южноуральских КФХ уже достиг 80 процентов.
- Для справедливого распределения господдержки между субъектами РФ необходимо на федеральном уровне разработать систему коэффициентов: более значительную помощь должны получать регионы с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства, в числе которых и Челябинская область, - предлагает Анна Таскаева.
А как у соседей
Ряд фермерских хозяйств Курганской области планирует сократить в этом году посевные площади. В то же время власти региона ставят задачу увеличить площадь сельхозугодий до 1,45 миллиона гектаров, а производство зерна - до 2,05 миллиона тонн. Если произойдет сокращение посевов, фермеры не смогут рассчитывать на погектарную поддержку. Между тем главы КФХ признаются, что не видят никакого стимула для сохранения, а тем более увеличения зернового клина.- Контракты с нами область не заключает, госзаказа нет, поэтому вывод напрашивается сам собой: государство в нашем труде не заинтересовано. Зачем в таком случае ставить задачи? - говорит фермер из Лебяжьевского района Андрей Кремлев.По мнению главы КФХ, чтобы заинтересовать крестьян, надо устранить диспаритет цен и установить стоимость зерна в соотношении 3:1 к цене дизельного топлива, а также сделать доступным для фермеров приобретение сельхозтехники.