Леонид Юзефович, писатель, сценарист, историк:
- Насколько мне помнится - нет. Мое богатое воображение включало в голове одну и ту же пленку, будто меня могут заметить, и это повлечет за собой неминуемое разоблачение и стыд. Мне было проще прочитать и запомнить, чем писать где-то тома подсказок, благо, память позволяла. Однако стоит сказать, что я не вижу в использовании шпаргалок ничего предосудительного. Помню, в студенческие годы, когда наступала весенняя сессия и можно было уже не носить чулки, девочки писали материал на голых коленях, что прятались под юбкой. Преподаватель, даже если что-то подозревал, не мог ничего доказать и поделать. Мне девчонки это дело показывали, поэтому я хорошо помню.
Петр Кулешов, ведущий программы "Своя игра", актер:
- В театральном институте вспоминаю единственный предмет, на который я как-то принес шпаргалку - политэкономия. У нас получить с первой попытки три, а не два - это был нечеловеческий подвиг. Впрочем, педагог мои попытки пресек: он вообще умудрялся находить шпаргалки в самых, как говорится, замечательных местах. В школе же знаменательным в этом плане является десятый класс. Тогда было модно выпендриваться и одеваться не совсем по форме - кто-то джинсы одевал, кто-то еще что-то, а мне друг из другой школы сшил жилет, и я пришел в школу в тройке вместо традиционной двойки. В тот экзамен в жилетку заботливо вшили 31 карман, чтобы не путаться с билетами. Ребята у нас в школе все были здоровые, и этот жилет аккуратно ходил по всему классу. Педагоги заподозрили неладное, увидев, что какие-то жилетки у нас больно похожие. Когда до них все-таки дошло, что это одна и та же, кто-то из моих одноклассников встал и заявил, что это наша священная жилетка, помогающая сдавать экзамен. Сработало.
Елена Соловьева, актриса дубляжа:
- О да, пользовалась! Преимущественно на марксизме-ленинизме. Впрочем, мне повезло, что я обладаю фотографической памятью и многое запоминала без подсказок. Шпаргалки - это в принципе не так плохо даже для учебного процесса, ведь заполняя их, порой автоматически запоминаешь предмет. Кроме того, существуют такие формулировки даже простых законов, которые сложно укладываются в голове, и выбора не остается.
Николай Трубач, певец, заслуженный артист Украины:
- В училище - точно нет, потому что там я обучался тому, что было моим призванием. В школе пользовался обычно на технических предметах - физике, алгебре, химии или геометрии. Мы обычно по носкам их распихивали - мобильников же не было...
Михаил Церишенко, актер, юморист:
- Было дело, грешен. Мне точные науки никогда не давались, за исключением астрономии, и то ее лирической части. Кстати, ничего не изменилось. В институте пользовался только при поступлении. Отпечатался в памяти экзамен, где одна из абитуриенток написала ответ на внутренней части своего бедра. Она очень по-спортивному расставляла ноги на ширине плеч и пыталась гимнастически вычитать то, что у нее написано. Надо сказать, она очень отвлекала от моей собственной работы. А ведь все зря - не поступила!