- Сокращается количество обучающихся, особенно на селе, где живут люди преклонного возраста, - пояснила причины стремительного сокращения числа школ на встрече с журналистами вице-губернатор Ольга Окунева. - Кроме того, продолжается оптимизация школьной сети, направленная на повышение количества учеников в классе. Невозможно оснастить современным оборудованием школу, где один-два ученика в классе, и для того, чтобы образовательный процесс был более качественным, идет оптимизация школьной сети, при одновременном обеспечении транспортной доступности учебных заведений. Наполняемость классов постепенно увеличивается: в городах - с 20,8 ученика в 2012 году до 21,2 в 2013-м, на селе - с 6,4 до 6,5, а от этого напрямую зависит и финансирование школ.
Процесс сокращения классов, учительских ставок и целых школ тянется на Смоленщине много лет, но привести систему образования в соответствие с требованиями федеральных властей пока не удается. В 2004-07 годах в регионе сократили 46 школ, в 2008-09 - 39.
В 2010 году в адрес администрации Смоленской области прозвучал резкий упрек в неэффективных бюджетных расходах, объем которых на тот момент достигал полутора миллиардов рублей при собственных доходах региона около 16 миллиардов. Немалую их часть обеспечила как раз система образования: в соответствии с нормативами, в городской школе в классе должно быть не меньше 25 ребят, а в среднем по Смоленской области на тот момент - 20, в классах сельской школы - не меньше 14, а на деле - 6,5. К числу малокомплекных в регионе относились 73,3 процента школ! Стремясь улучшить положение, власти приняли программу реструктуризации образовательной сети, запланировав сокращение 28 школ до конца 2011 года. На деле получилось закрыть 22.
Две трети из смоленских школ - сельские, именно они портят статистику. На протяжении долгих лет областные чиновники не предпринимали решительных действий по сокращению их числа, отчетливо понимая, что закрытие школы в деревне - это крест на будущем населенного пункта. Здесь уже вряд ли будет создано какое-либо предприятие, вряд ли появятся новоселы: нет школы - нет условий для жизни.
В решении судьбы сельских школ принимают участие органы местного самоуправления, пытающиеся добиться соотнесения школьной реструктуризации с интересами реальных или потенциальных инвесторов. В результате разрабатываемые в администрации Смоленской области программы оптимизации школьной сети не приносили запланированного результата: например, добиться показателя в девять учеников на один класс сельской школы предполагалось еще к концу 2011 года, а на деле он по сей день остается тем же, что в 2010 году.
Школьная оптимизация послужила причиной удивительного события в деревне Шапы Демидовского района, где количество учеников и учителей в местной школе однажды сравнялось. Администрация района решила перепрофилировать учебное заведение, и перед педагогами встала угроза увольнения. Ситуацию осложняло то, что всем им было далеко до пенсии, а другую работу в деревне не найти. Найденный учителями выход оказался под стать отчаянной ситуации: учителя Светлана Егорова, Валентина Платонова и Елена Егоренкова взяли в свои семьи… детдомовцев. В течение года примеру дерзких учителей последовали еще семь педагогов, благодаря чему шаповскую школу удалось спасти.