20.02.2014 07:40
Общество

На очистку Авачинской бухты от затопленных судов уйдет 30 лет

Избавиться от брошенных в Авачинской бухте бесхозных судов невозможно без изменений в законодательстве
Текст:  Кирилл Маренин
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6311)
В акватории порта Петропавловска-Камчатского и его 14 терминалов по всему побережью полуострова скопилось порядка 250 тысяч тонн лома от затопленных судов. И его количество продолжает расти.
Читать на сайте RG.RU

По словам заместителя капитана порта Вячеслава Фадеева, тому есть несколько причин. Главная состоит в том, что часть камчатского рыболовного флота оказалась в руках компаний-однодневок. Они на износ эксплуатируют суда, которые давно стоило бы списать. После того как фирма прекращает деятельность, она бросает свой флот.

Близ Камчатки затонул остававшийся на мели камбоджийский сухогруз

Время от времени этот железный хлам уходит на дно. Так, в ночь на 5 февраля у одного из причалов Петропавловска затонул очередной рыболовный сейнер - "Снегирево". Почти год судно не эксплуатировали, оно находилось в отстое. Сегодня о нем напоминает лишь верхушка мачты, которая торчит над водой на месте стоянки.

Судя по фотографиям причала, которые случайно сделали за несколько дней до происшествия, вахты на "Снегирево" не было, судно не очищали от снега. Видимо, во время снегопадов на сейнере скопились осадки, в результате он накренился, черпнул воды и ушел на дно. Более точно установить причины происшествия можно только при его водолазном осмотре или подъеме из воды.

Как говорит старший помощник камчатского транспортного прокурора Иван Нецвет, если судовладелец добровольно не очистит акваторию от "утопленника", его обяжут сделать это через суд.

Кроме того, Кодекс торгового мореплавания предусматривает, что капитан порта может сам привлечь силы и средства для подъема судна, возложив расходы на собственника. Правда, не все так просто. В большинстве случаев еще предстоит выяснить, кто собственник.

Например, у того же причала, где затонул "Снегирево", находится сейнер "Ягодное". Он тоже брошен экипажем. Есть решение суда, по которому владелец обязан обеспечить его безопасную стоянку. Но найти собственника пока не удалось.

Капитан порта может сам привлечь силы для подъема судна, возложив все расходы на собственника. Но вот найти его обычно невозможно

Очевидно, что такие ЧП будут происходить и дальше, так как в Петропавловске-Камчатском еще хватает бесхозных судов. Самое проблемное - "Тихон Семушкин". Этот огромный теплоход водоизмещением более восьми тысяч тонн фактически брошен владельцами с 2009 года. Около трех лет он простоял у причала без присмотра, пока в апреле 2012-го не начал тонуть.

Краевой комиссии по ЧС пришлось брать на себя ответственность за него. Спасателям удалось откачать с "Тихона Семушкина" воду и нефтепродукты. Теперь он стоит, привязанный к берегу максимально возможным количеством швартовых. Но это вовсе не гарантирует его безопасность.

- Если брошенное судно начинает представлять угрозу, а владелец не принимает мер, капитан порта должен иметь полномочия оперативно продать плавсредство или утилизировать. Это предложение о внесении изменений в действующее законодательство направлено в Генеральную прокуратуру, которая обладает правом законодательной инициативы. Но ее мнения мы пока не знаем, - говорит Иван Нецвет.

Отдельная проблема - суда, которые задержаны за браконьерский промысел и приведены в Петропавловск-Камчатский. Они могут стоять здесь месяцами, пока решается их судьба. За это время арестанты нередко срываются с якоря, садятся на мель. Однажды шторм потащил арестованное судно "Поларис" прямо к базе атомных подлодок. Запустить двигатель никто не мог - механиков на борту не осталось. К счастью, непогода стихла. Судно вернули на стоянку.

В начале февраля в такую же ситуацию чуть не попала шхуна "Искандер" под флагом Камбоджи. Она была задержана в ноябре прошлого года в Охотском море и простояла на рейде Петропавловска более двух месяцев. У нее оказалось неисправным якорное устройство. Во время недавнего шторма был риск, что ее сорвет с места. Пришлось принимать меры безопасности, швартовать судно к причалу, иначе бы оно тоже затонуло.

Кстати

По оценкам специалистов, чтобы очистить местную акваторию от железного хлама при существующих возможностях, потребуется около 30 лет. Это без учета того, что Авачинская губа затопленными судами пополняется постоянно.

Экология Петропавловск-Камчатский Дальний Восток