1. Род Янковских имеет корни белорусские и польские. Отец Олега - Ян (потом изменил свое имя на Иван) - герой Первой мировой войны, служил вместе с маршалом Михаилом Тухачевским, за что и был впоследствии репрессирован.
2. Первый выход Олега Янковского на сцену состоялся на сцене Минского русского драматического театра им. Горького. Там работал старший брат Ростислав, который забрал к себе на попечение 14-летнего Олега. Мама Марина Ивановна со средним сыном Николаем осталась в Саратове, куда семья перебралась из Казахстана.
На сцену Олег попал случайно. Девочка, игравшая роль мальчика Эдика в спектакле "Барабанщица", заболела. И Ростислав предложил включить в пьесу Олега, у которого в то время на уме был только футбол, парень даже играл в одной команде с Эдуардом Малофеевым - прославленным советским нападающим и тренером белорусских футбольных команд.
3. В "Барабанщице" Янковский сыграл несколько раз, но, по собственному признанию, тогда важности момента не оценил. Наигравшись в футбол, он даже как-то раз проспал за кулисами свой выход. Но карьера, как говорится, началась. Потом Олег сыграл еще в одном спектакле театра - "Дали неоглядные". В театральном музее до сих пор сохранились сандалии, в которых Олег Янковский впервые ступил под софиты. Свою "сценическую родину" Янковский любил и ценил всегда. Долгие годы артист посещал кинофестиваль "Лiстопад" в Минске и становился его призером, а Ростислав Янковский до сих пор служит в минском театре.
4. Школу Олег Янковский окончил в Саратове и собирался стать врачом-стоматологом, чтобы хорошо зарабатывать и помогать матери. Но случайно он увидел объявление о приеме в театральный вуз. Зашел спросить, можно ли будет подать документы на следующий год, причем попал сразу в кабинет директора, который лишь спросил фамилию парня и, услышав - Янковский, сказал, что тот уже зачислен. Олег подумал, что он понравился директору, а в училище был недобор. Как выяснилось потом, брат Николай в тайне от всех прошел конкурс в театральное. Но увидев в Олеге страсть к актерству, отнимать свое законное место в училище у брата не стал. Учеба давалась Олегу тяжело. Как вспоминали преподаватели, он обладал тяжелым речевым аппаратом, неправильно произносил звуки.
5. "Щит и меч" и "Служили два товарища" вышли на советский экран в один год - 1968-й. И сделали Олега Янковского знаменитым. Впоследствии коллега по театру "Ленком" Александр Збруев вспоминал, что ввел Янковского в актерскую тусовку партнер по "Двум товарищам" Ролан Быков. Это он подводил 24-летнего Олега ко всем столикам в ресторане Дома актера и говорил с гордостью: "Это - Янковский! Вот такой актер!!!" Прославленные артисты удивлялись, улыбались, но фамилию запомнили на всю жизнь.
6. В 1969-1971 годах Олег Янковский активно снимался в белорусском кино, сыграл главные роли в трех картинах: "Жди меня, Анна!", в телефильме "Белая земля" (немецкий врач Франц Риттер - одна из главных ролей) и в фильме "Я, Франциск Скорина", в котором сыграл белорусского первопечатника и просветителя XVI века. Есть и еще две работы, которые снимались в Минске совместно со студией "Беларусьфильм". Это "Я - Иван, ты - Абрам" французского режиссера Йоланды Зоберман. Фильм получил главный приз Московского кинофестиваля в 1993-м году. И картина "Любовник" Валерия Тодоровского, в которой Янковский играл обманутого мужа, разыскивающего любовника супруги после ее смерти. Фильм фактически снимался в павильонах белорусской киностудии.
7. Первые годы в "Ленкоме" были для Янковского сплошным разочарованием. Главные роли не давали, к тому же угнетало осознание того, что он выдернул из саратовского театра свою жену - на тот момент ведущую артистку Людмилу Зорину. "Ну а сейчас что ей сказать, как еще попросить потерпеть!" - каждый вечер переживал Янковский. Но Людмила осталась рядом. Навсегда. И никогда не ревновала Олега ни к славе, ни к поклонницам, ни к партнершам, хоть тот и признавался, что "ревновать было к чему. Профессия такая". А потом было "Обыкновенное чудо".
8. Перед съемками в "Обыкновенном чуде" у Олега Янковского, уже утвержденного на роль Волшебника, случился сердечный приступ. Артиста увезли в реанимацию, и он сообщил Марку Захарову, что готов отказаться от роли. Но Захаров настоял, что вся съемочная группа будет ждать, пока Янковский поправится. Именно ему режиссер решил доверить сыграть человека, который силой мысли создает свой мир. Как потом вспоминала Ирина Купченко, "это было очень характерно и для самого Янковского. Он вообще очень много думал". Янковский сыграл странно, точно и убедительно и потом развил эту свою манеру в картине "Тот самый Мюнхгаузен".
9. В фильм "Зеркало" Андрея Тарковского артист попал из-за внешнего сходства с отцом режиссера Арсением. Янковский шел по студии, и вдруг Тарковский его остановил и воскликнул: "Ну это же копия!" "Что за копия?" - подумал Янковский, но Андрей уже вручил ему увесистую папку со словами: "Читайте сценарий". Так вот режиссер уговорил Олега сниматься в своем фильме за пять минут. А потом решил снять Филиппа Янковского, он сыграл Андрея в детстве.
Олег Янковский говорил, что у Тарковского была "та еще энергетика". Перед съемками "Ностальгии" он бросил его одного в Риме на месяц. Режиссер хотел, чтобы Янковский пережил психологический шок, оставшись в незнакомой стране, не зная языка и практически без средств к существованию. К тому времени, как Тарковский вернулся за артистом, тот уже чувствовал себя потерянным и забытым. Что и требовалось для съемок.
10. Одной из своих актерских побед Олег Янковский считал пародийное исполнение песни "Шоколадный заяц" Пьера Нарцисса на капустнике в "Ленкоме". "Примерно такое же удовольствие я получал, когда играл три головы дракона в фильме Марка Захарова", - говорил Янковский.
11. Самым счастливым днем в жизни Янковский считал день в 2002 году, когда получил премию "Ника" за роль в фильме Петра Тодоровского "Любовник", а сын Филипп был награжден в тот день за картину "В движении".
12. Олег Янковский был последним народным артистом СССР. Шутил, что после введения этого звания первым его в Союзе получил Константин Станиславский, а закончили вот им: "С кого начали и кем закончили!" - восклицал Янковский.