Но сначала министр отметил, что уже сегодня можно говорить об успешном проведении первых в истории нашей страны зимних Играх. "По отзывам большинства представителей национальных олимпийских комитетов, тренеров и спортсменов, Олимпиада проходит на самом высоком уровне, - отметил он. - Уже продано под миллион билетов, каждый день Олимпийский парк принимает до 110 тысяч болельщиков. На аренах создана незабываемая атмосфера большого спорта, все с воодушевлением наблюдают за соревнованиями".
Говоря о сборной России, министр подчеркнул, что после провала в Ванкувере удалось вернуть многие позиции. К тому же средний возраст российских спортсменов сейчас составляет всего 24,5 года, а за четыре состав команды обновился на 63 процента.
- Я говорил, что стыдно за сборную России не будет. Все стараются, выступают с огромной самоотдачей. У кого-то не получается, но в целом команда борется - это самое главное. То, что хотели болельщики, они и видят. Мы уже сегодня повторили лучшее выступление российской сборной в истории, когда в 1994 году завоевали 23 медали, - сказал Виталий Леонтьевич. - Медали получены в десяти видах спорта. Причем впервые в истории завоевали золото в бобслее, скелетоне и шорт-треке. Да, недобрали в лыжах, биатлоне. Но для этого и существуют комплексные соревнования. Фигуристы здорово отработали. Все началось с команды, она была разумно была выставлена, это дало некий импульс, зарядило Игры. А дальше уже было делом техники.
После чего последовали вопросы журналистов.
В некоторых СМИ сегодня уже появились обвинения в том, что судейство соревнований в женском одиночном катании, где победила Аделина Сотникова, было необъективным…
Виталий Мутко: Пусть пишут, мне это даже нравится. После победы Третьякова в скелетоне в некоторых странах говорили, что разгон Александра мы специально не показали по телевизору по время трансляции, чтобы не было видно, как его сани после старта еще два человека толкали… Но никто не пишет, почему все золото в санях взяли немцы. Почему были нарушены правила, когда Максим Вылегжанин бежал "тридцатку"? И что финский спортсмен сбил темп лыжнику Никите Крюкову. После финиша немецкий лыжник, которого сбил это финн, подошел ко мне и сказал: "Если бы финна или норвежца я зацепил, то сразу бы дисквалифицировали".
Мы спокойно к этому относимся. Я был на десятках спортивных соревнований, Олимпийских играх и знаю, что такое фактор своего поля. Можно было, конечно, что-нибудь "смоделировать". Но мы в Сочи ведем себя абсолютно корректно и не стремимся завоевать как можно больше медалей любой ценой. Какую задачу ставили - в таком диапазоне и выступаем. У нас нет "чертиков из табакерки". Кто здесь оказался готов стать олимпийским чемпионом - стал им. Главная задача - сделать нацию более здоровой, а не тотальное превосходство по медалям.
Что касается Аделины, то она на самом деле выиграла в блестящем стиле, за счет технически более насыщенной программы. Плюс судейство - не прерогатива России. Там сидят девять иностранных судей.
Почему у игроков хоккейной мужской сборной России не горели глаза в третьем периоде матча с финнами?
Виталий Мутко: Сказать, что ребята играли без самоотдачи, не могу. Вообще, сложно по горячим следам делать выводы. Считаю, наши хоккеисты с задачей не справились. Должны были проходить финнов и дальше двигаться. В нападении, например, у нас собраны одни из лучших игроков в мире. Нужно принимать ряд решений, предстоит серьезная работа. И не думаю, что проблема в одном главном тренере Зинэтуле Билялетдинове. Надо не виновных в этом поражении искать, а решать, что делать дальше. Уйдет нынешнее поколение, а за ними - никого. Да в и НХЛ все меньше наших ребят, хотя по сто человек в год уезжают. Но потом там растворяются.
И еще я бы попросил журналистов не зацикливаться только на одной сборной по хоккею и на биатлонистах. Да, они выступила неудачно, но зато сколько ребят из других видов в Сочи блеснули. Они - наши герои.
Нет ли идеи перенести чемпионат мира 2016 года по хоккею из Москвы в Сочи?
Виталий Мутко: Об этом не может быть и речи. Мы подавали заявку на проведение его в Москве и Питере, там он и состоится. Уверяю, всеми нами "любимый" дворец спорта "Мегаспорт" будет к нему готов.
Продолжится ли процесс натурализации спортсменов, которые будут выступать за сборную России.
Виталий Мутко: Задачи добиться гегемонии в спорте за счет натурализации нет. Тотальной натурализации точно не будет. Будем выступать своим потенциалом. Хотя в отдельных случаях продолжим к ней прибегать. Может, пару кенийцев (при этих словам министр улыбнулся) в беге на десять тысяч метров все же привлечем.
Если серьезно, то, действительно, Виктор Ан и Вик Уайльд нам принесли две золотые медали. Но вспомните, Виктор переехал в Россию, когда уже не выступал в большом спорте. И он в результате очень много сделал для сборной: за Аном потянулись наши молодые звездочки, и теперь шорт-трек стал в россии "любимым" видом спорта. А Уайльда привезла Алена Заварзина - между прочим, Вик за два года именно в России добился такого прогресса.
Готовить же юных талантов будем в своих специализированных детских спортивных центрах, на развитие которых государство направит более двух миллиардов рублей. По другому не получится: я не могу вызывать в сборную инопланетян…
…Виталий Мутко также добавил, что после летней Олимпиады 2016 года в Бразилии планируется возобновить проведение Спартакиад регионов России по образцу СССР. В год их проведения не будет чемпионатов страны. И с их появлением "уйдет двойной зачет: в Спартакиадах будут выступать лучшие спортсмены из регионов, поэтому каждому придется делать выбор. Но пока двойной зачет поддерживаем, так как это выгодно самим спортсменам".
Сколько иностранных сборных по разным видам зимнего спорта останутся в стране после Олимпиады?
Виталий Мутко: После Ванкувера была принята государственная программа подготовки к сочинской Олимпиаде. И в тех видах, где мы сильно отставали, пригласили для работы 70 иностранных специалистов. А еще 11 человек стали главными тренерами сборных. Того, кто не оправдал ожидания и надежды, нет смысла оставлять. У иностранных тренеров должны в штабах работать наши специалисты. По окончании Игр заслушаем отчет на экспертном совете каждого главного тренера и тогда примем решение по каждой кандидатуре. Это, кстати, коснется и ряда спортивных федераций.