21.02.2014 00:24
Общество

Разведчица Ванда Врублевская защищала Советский Союз и Польшу

Легендарная советская разведчица свой день рождения отмечала 23 февраля
Текст:  Ариадна Рокоссовская
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (6313)
Советской разведчице, комсомолке Ванде Врублевской очень шла польская военная форма. Но на задания она выходила в гражданском - гитлеровцы охотились за пани хорунжим, а за ее голову была обещана солидная награда. Тем не менее, Ванда Викторовна всего год не дожила до 90-летия, а после войны день рождения отмечала не 31 января, как в документах, а 23 февраля: она считала эту дату самым большим праздником.
Читать на сайте RG.RU

На основании постановлений ГКО от 25 марта, 13 и 23 апреля 1942 года в СССР началась массовая мобилизация женщин на фронт. Впоследствии Ванда Врублевская-Кадцина вспоминала, что девчат собрали в здании театра в городе Сарапул, зачитали обращение верховного главнокомандующего, и всем желающим записаться в добровольцы раздали карандаши и бумагу. Юная Ванда хотела идти воевать прямо после выпускного вечера в школе. Выстояла огромную очередь у военкомата, но ее не взяли - была слишком молода, ей еще не исполнилось 18 лет. Но девушка не сдавалась. Благодаря польским корням, в 1943-м году вступила в 1-ю польскую дивизию имени Тадеуша Костюшко, формирование которой начиналось в Селецких военных лагерях недалеко от Рязани. Поначалу в дивизию набирали, в основном, поляков, проживавших на территории СССР или тех, кто владел польским языком.

Памятник генералу Черняховскому передадут из Польши в Россию

"Мама была полькой, но родилась в Советском Союзе," - рассказала "РГ" дочь разведчицы Елена Семерикова, активно работающая в межведомственной комиссии РФ по межнациональным отношениям. "Ее отец был поляком из Кракова. Но он задолго до этого уехал из Польши и жил в польских поселениях в Башкортостане. В семье было пятеро детей, мама была старшей. В 17 лет она вместе с другими девочками написала заявление и попала в разведшколу под Москвой. Была радисткой, затем в составе специальной женской разведгруппы участвовала в освобождении Варшавы, Кракова, Люблина, Майданека. Поскольку она знала польский язык, ей доверяли очень важные задания".

Красавицу разведчицу распределили в 3-й разведотряд Войска Польского. За ее голову фашисты предлагали огромные деньги, за ней охотились. На эти спецзадания она выходила в гражданской одежде. При ней не было никаких документов, она не могла ничего записывать, ни с кем разговаривать. После возвращения с задания - десять суток под замком. Каждый день допрос, каждый день сверяют показания - все ли сходится. Затем два дня отдыха и снова - на задание. В книге Юлиана Семенова "Майор Вихрь" рассказывается о деятельности одной из таких разведгрупп на территории Польши. Ванда Врублевская-Кадцина говорила, что не все было так, как описано в книге, и все же спасение Кракова, одного из красивейших городов Польши, от уничтожения - это и ее заслуга. "Мама вспоминала, какой красивый это был город. В Кракове были заминированы все замки, памятники архитектуры. Все это должно было взорваться, подобно тому, как это случилось в Варшаве, которая уже была стерта с лица земли. Советским разведчикам удалось добыть необходимую информацию, схемы минирования. А поляки говорили, что, благодаря таким девочкам, этот город был спасен, - рассказывает Елена Семерикова. - Мама говорила, что они - эти девочки-разведчицы - не прошли всю Европу, а проползли. Они добывали сведения, где какое оружие, где расположены войска. У мамы военный билет был польский, а воинское звание - хорунжий, хотя всю свою жизнь она прожила в Советском Союзе. У нас, кстати, были проблемы с этим военным билетом. Но все-таки она служила в Советской Армии. В прошлом году исполнилось 70 лет с момента формирования дивизии имени Тадеуша Костюшко. В Рязань приехала огромная делегация, в том числе - 70 генералов из Польши. И мы с мамой тоже туда отправились. В Рязани я услышала немало теплых слов про женщин-разведчиц. Они совершали чудеса во время войны. Гости на польском языке пели маме: "100 лет живи дорогая Ванда". И приглашали, очень приглашали в Польшу". Ванда Врублевская-Кадцина встречалась и с президентом России Владимиром Путиным и с его польским коллегой Брониславом Коморовским.

Ее дочь не может спокойно наблюдать за тем, как пытается переписать историю новое поколение: "Мама была награждена орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", орденами и медалями Польши. Она вспоминала: "Когда мы шли по польским городам, люди выходили к нам с цветами". Отношения между нашими народами на человеческом уровне и сегодня очень теплые. И что бы сегодня ни думала польская молодежь, если бы не эти люди, Польши бы не существовало. Месяц назад мамы не стало. На церемонию прощания пришли и представители польского посольства в Москве - проводить в последний путь своего воина".

История