Первая ласточка
Лесная отрасль - конкретно лесозаготовка и деревообработка - является для Верхневолжья регионообразующей. Особое отношение к ней здесь было всегда, и не только потому, что леспромхозы, лесокомбинаты и лесопилки приносят области и муниципалитетам серьезные деньги в бюджеты. Ряд мер, в частности, установка систем видеонаблюдения в лесах, запуск беспилотников с видеокамерами, формирование мобильных команд "прочесывателей" со спецтехникой, пришлось применить именно потому, что лесные массивы привлекают к себе внимание браконьеров и черных лесорубов. Налогов в бюджеты ни те, ни другие, разумеется, не платят и платить не будут.
- Тверская область - один из немногих регионов, стоявших у истоков принятого в декабре федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях", - пояснил "РГ" вице-премьер регионального правительства, куратор "лесного" блока вопросов Алексей Чернышов. - Еще три года назад у нас был принят свой собственный областной закон "О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Тверской области", упорядочивший оборот лесоматериалов. На основе этих наработок изменения теперь внесены и в федеральное законодательство. Мы рады, поскольку полностью решить проблемы отрасли на уровне субъекта было невозможно.
Действительно, тверской закон стал предтечей федеральных поправок. Например, он определил порядок приема и учета древесины на пунктах приема, отгрузки и транспортировки. Приемщикам он предписывает вести учет отчуждаемой древесины: каждая партия должна регистрироваться в книге учета. Транспортировка древесины возможна лишь при наличии путевого листа, транспортной накладной и копии документа, подтверждающего право собственности на древесину, а также копии лесной декларации, если это необходимо. Все эти нормы есть теперь и в федеральном законодательстве.
Словом, борьба с лесными "вредителями" (помимо браконьеров, это еще и туристы, жгущие костры в особый противопожарный режим, и мусорящие граждане) и охрана лесного фонда ведется в регионе на качественном уровне - это признают и граждане. Достаточно вспомнить резонансное дело банды "30 селижаровских лесорубов", половина участников которой получила реальные сроки заключения, а также почти полное отсутствие лесных и торфяных пожаров в регионе за три года.
- Результат долгой работы Тверской области по совершенствованию нормативной базы и созданию региональной системы противодействия расхитителям лесов - тоже положительный, - отмечает вице-премьер. - В течение трех лет нам удалось снизить количество самовольных рубок в два раза, ущерб от незаконных рубок - в три, объем незаконно добытой древесины - в 3,5. Это хороший результат. Но использовать этот инструмент более эффективно не позволяло отсутствие законодательной базы на федеральном уровне. Теперь такой инструмент появился.
"Вакцина" от соблазна
Тем не менее сокращение количества незаконных рубок в регионе идет достаточно медленно: ведь на смену одним браконьерам все время приходят новые. Так, на недавней коллегии Россельхознадзора ее участники констатировали: "Ситуация с незаконной рубкой древесины на землях лесного фонда и землях сельхозназначения на территории Тверской области остается сложной".
По данным, предоставленным "РГ" Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, за 2013 год в суды передано 174 тверских уголовных дела на "черных лесорубов". И уже в этом году полиция вычислила несколько одиночек и мелких банд, которые, тем не менее, умудрились нарубить деревьев на миллионы рублей. И это только те, кого, что называется, схватили за руку. А сколько нелегальных "дровосеков" маскируется под честных предпринимателей, совершающих легальные рубки на легальных же делянках? Как этому противостоять?
- На мой взгляд, после вступления в силу всех принятых в декабре 2013 года поправок незаконные ("серые") схемы добычи древесины будут исключены, - убежден Алексей Чернышов. - Например, Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины, которая уже доступна силовикам и скоро станет открытой для всех участников рынка, сделает прозрачными все операции с лесом-кругляком. Сюда в режиме онлайн будут заносить сведения о добыче и купле-продаже каждой партии сырья, появляющейся на рынке. То есть можно сразу увидеть, в каком именно месте, кем и когда была заготовлена древесина.
Здесь же будет содержаться информация обо всех лесозаготовителях, договорах аренды лесных участков и долгосрочного возмездного пользования. Чтобы купить, продать, подарить, перевезти древесину, то есть совершить сделку, необходимо сначала подать декларацию в установленном законом порядке через Интернет или единый портал государственных и муниципальных услуг. В итоге все заинтересованные госведомства, правоохранительные структуры, продавцы, покупатели, хозяева лесных участков будут знать друг о друге все. Система позволит отслеживать происхождение всех потоков древесины, контролировать достоверность данных, вести учет сделок до момента переработки или вывоза за границу.
И кстати: стражи порядка и чиновники "лесного" министерства нашли способ идентифицировать сомнительную древесину, призвав в помощь науку. Речь идет о дендрохронологическом анализе - методе, основанном на исследовании годичных колец. Современные технические средства позволяют со стопроцентной точностью установить, где именно выросло (и, соответственно, срублено) то или иное дерево. То есть соответствуют ли задекларированные сведения факту. Необходимое оборудование уже закуплено, и теперь экспертам нужен лишь повод, чтобы провести такой анализ. Как показывает практика, ждать им придется недолго.
Пока же специалисты "обкатывают" новые правила игры, наполняют информацией и тестируют систему ЕГАИС, чиновники объявили о старте межведомственной профилактической операции по предотвращению и пресечению нарушений законодательства в сфере оборота древесины. Иными словами, в тверских лесах начались "ковровые" совместные рейды различных заинтересованных служб - от полиции до Россельхознадзора. Одновременно региональное министерство природных ресурсов и экологии опубликовало два бесплатных номера "горячей линии", предложив очевидцам незаконных рубок анонимно сообщать о таких фактах. Операция завершится 17 марта.
Пригрозят сроками
Туго придется и гражданам, заготовившим лес для собственных нужд и решивших сделать на этом деньги. Законодательство регионов позволяет жителям "зеленых" областей получить в зависимости от местных особенностей в среднем до 100 кубометров древесины для строительства или ремонта дома. Однако с 1 февраля они не могут продать такую древесину, включая ту, что была заготовлена ранее. Более того, ее нельзя дарить, менять и вообще совершать какие-либо сделки с ней.
Драконовские штрафы за нарушение всех перечисленных в статье требований к участникам лесного рынка начнут действовать с 1 января 2015 года. Например, юрлица, которые вывезут за пределы области легально срубленный, но не маркированный кругляк, рискуют "нарваться" на административный штраф в полмиллиона рублей. А если у перевозчика нет транспортных документов на сырье, это будет считаться незаконной добычей и караться уже уголовно.
Всего через год фактически любое дерево, срубленное, перевезенное или проданное другому лицу без учета в ЕГАИС, станет считаться незаконной рубкой, за которую можно поплатиться и разорением, и даже свободой. Причем нормы ответственности будут лишь ужесточаться в будущем. Например, на федеральном уровне сейчас рассматривается законопроект, который в случае его принятия позволит сажать виновника за решетку даже за ущерб на сумму от пяти тысяч рублей. "Если правоохранительные органы смогут доказать, что в результате действий физического или юридического лица, будь это хоть небольшой пожар от костра, хоть незаконная рубка, пострадал лес, за это станут наказывать тюрьмой", - так прокомментировали законопроект в Рослесхозе.