25.02.2014 00:44
Экономика

ЕЭК подготовила проект Договора о Евразийском экономическом союзе

Текст:  Дмитрий Петров (председатель правления Национального института технического регулирования)
Российская Бизнес-газета - : №7 (936)
Евразийская экономическая комиссия подготовила и разослала государствам - членам Таможенного союза проект Договора о Евразийском экономическом союзе, создание которого планируется как дальнейшее развитие ТС.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас документ проходит процедуру внутригосударственного согласования (ВГС). Договор должен заменить в общей сложности 61 документ (соглашений, договоров и протоколов, подписанных ранее в рамках ТС, в том числе соглашение ТС по ветеринарно-санитарным мерам, по санитарным мерам, о карантине растений, о единых принципах и правилах технического регулирования в странах - членах ТС).

Декларируется, что основа Договора - это кодификация договорно-правовой базы ТС и Единого экономического пространства. Таким образом, по замыслу, все базовые положения действующей нормативно-правовой базы должны быть сохранены, но на деле мы видим коренной пересмотр принципов в сфере технического регулирования. Проект Договора фактически возвращает страну более чем на 10 лет назад в условия, существовавшие до принятия Федерального закона "О техническом регулировании", со всеми вытекающими последствиями. Речь идет прежде всего о возможности установления обязательных требований к продукции и процессам ее производства, хранения, перевозки и реализации и т.д. как в техрегламентах ТС, так и в иных документах: Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, и в Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требованиях, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору). Это неизбежно приведет к двойному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, что крайне негативно отразится на бизнес-климате в РФ и странах Таможенного союза. Таким образом, происходит возврат к ведомственному принципу установления обязательных требований, от которого у нас в стране отказались более 10 лет назад в силу многочисленных административных барьеров для развития экономики.

Сторонники такого подхода аргументируют свою позицию тем обстоятельством, что в рамках ВТО технические требования к продукции устанавливаются на основании Соглашения по техническим барьерам в торговле, а санитарные и фитосанитарные требования - на основании Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Следовательно, такие требования должны устанавливаться в разных нормативно-правовых актах ТС. Однако анализ мировой практики, в частности европейской, показывает, что все обязательные требования к продукции и процессам, связанным с требованиями к ней, устанавливаются в нормативно-правовых актах применительно к определенному виду продукции (виду деятельности), но не по принципу "ведомственной принадлежности" требований. В ЕС, например, нет Единых санитарных и Единых ветеринарных требований или других подобных документов. Такой подход в странах ЕС обусловлен прежде всего задачами снижения возможных рисков для деятельности хозяйствующих субъектов и улучшения инвестиционного климата.

Кроме того, в проекте договора закрепляется тотальная ветеринарная сертификация как непереработанной, так и переработанной продукции из сырья животного происхождения. А также предусматривается возможность введения контролирующими органами стран без какого-либо научного обоснования временных (но на неопределенный срок!) санитарных и ветеринарных требований к продукции, методам ее обработки, производства, маркировке, упаковке и т.д., что противоречит не только требованиям ВТО, но и здравому смыслу.

Понятно, что это неминуемо приведет к полнейшему произволу, а следовательно, и к коррупции в контролирующих органах. При таких условиях вкладывать деньги в развитие производства становится крайне рискованно. Очевидно, что о каком-либо улучшении инвестиционного и делового климата в отраслях экономики, подпадающих под такое регулирование, придется забыть. А под огонь попадает немало отраслей - пищевая промышленность, парфюмерно-косметическое производство, индустрия стройматериалов, производство кормов и многие другие.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что такая позиция продвигается в первую очередь ветеринарными службами трех стран, стремящихся "узаконить" поборы в форме ветеринарной сертификации с переработчиков пищевой продукции и производителей потребительских товаров. И технические регламенты им в этом сильно мешают.

Но ветеринарная сертификация переработанной продукции из сырья животного происхождения (например, консервы, копчености, колбасы и т.п.) - это нонсенс, так как такая продукция не несет никаких ветеринарных рисков. И по этой причине ее нет нигде в мире, кроме стран ТС (как не было ее и в Советском Союзе).

Технический регламент ТС "О безопасности пищевой продукции" установил, что ветеринарная сертификация нужна только для сырья животного происхождения, что полностью соответствует мировой практике. Комиссия ТС еще в 2011 г. решила исключить переработанную продукцию животного происхождения из перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю. Это решение должно было быть исполнено еще в первой половине 2013 г., однако до настоящего времени этого не сделано.

За месяц до вступления технического регламента в силу (1 июля 2013 г.) был перенесен на май 2014 г. срок вступления его в действие в отношении той самой переработанной продукции из сырья животного происхождения. А позднее были приняты технические регламенты Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" и "О безопасности молока и молочной продукции", в которых для переработанной продукции из мяса и молока ветеринарная сертификация возвращена в нарушение положений базового технического регламента "О безопасности пищевой продукции". Возвращена, правда, с оговоркой: только для продукции, перемещаемой между государствами-членами. Проектом же договора планируется и эту оговорку отменить.

По оценкам экспертов, затраты на ветеринарную сертификацию достигают 10% от розничной цены готовой продукции. Такая большая цифра связана с тем, что "ветеринарный налог" уплачивает не только производитель, но и оптовик, и даже розничный продавец. Только у одной сетевой торговой компании такие ежегодные "налоговые" платежи достигают 500 млн руб. И все это оплачивается из карманов потребителей, т.е. каждый десятый рубль на покупку, например, колбасы идет на оплату "услуг" ветеринаров.

ВЭД Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) Таможенный союз (ТС)