ВМФ получил новую субмарину в самом конце 2013 года. Прежде чем ввести ее в состав флота как полноценную боевую единицу, подводники должны проверить корабль в опытном режиме. Это уже не испытания - они успешно завершены, но еще и не служба. Люди должны полностью освоить сложнейшие механизмы, и лодка должна привыкнуть к человеку, слиться с ним в единый всесокрушающий боевой организм.
Связано это с тем, что подводных атомоходов, подобных проекту 885, никогда не было не только в Военно-морском флоте СССР и тем более - России, но и в ВМС США. В атомном подводном флоте сформировались два класса боевых субмарин: ракетные подводные крейсера стратегического назначения и многоцелевые лодки-охотники. Последние должны были охранять стратегов, а в случае начала боевых действий находить и уничтожать вражеские надводные корабли и подводные лодки противника.
Проект 885 - это новейшее четвертое поколение многоцелевых АПЛ, тактико-технические характеристики которого утверждались еще Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым, а реализованы были уже российскими судостроителями. Лодки этого проекта отличаются принципиально новой архитектурой и разнообразным вооружением. Торпедные аппараты и пусковые установки для ракет размещены в средней части корпуса. А всю носовую часть занимает мощный гидроакустический комплекс "Иртыш", важнейшей частью которого считается новейшая гидроакустическая станция "Амфора". Субмарины проекта "Ясень" имеют самые чуткие "уши" среди всех отечественных, а скорее всего и зарубежных АПЛ. Корпус покрыт защитным материалом нового поколения, который затрудняет обнаружение подлодки даже при активной локации чужими сонарами, а также снижает ее видимость в инфракрасном и радиочастотном диапазонах.
Находящийся в опытной эксплуатации "Северодвинск", пожалуй, единственная лодка в мире, которая одинаково комфортно и уверенно чувствует себя и в жарких тропических водах, и в ледяных водах мирового океана. Эта субмарина прекрасно "видит" в ледяном крошеве арктической зоны, где гидрология - одна из сложнейших в мире. Это будет надежный страж Арктики.
Лодки проекта 885 способны самостоятельно найти и уничтожить любой вражеский корабль - надводный и подводный. Они имеют самую современную защиту, включающую антиторпеды и собственный комплекс ПВО. Ракетное вооружение позволяет наносить удары по корабельным группировкам, а также по наземным объектам не только в прибрежной зоне, но и в глубине территории противника. Фактически, это настоящий многоцелевой тяжелый подводный крейсер, оснащенный всеми видами оружия, кроме стратегического.
Успешное завершений испытаний головного "Ясеня" - это прорыв в военных технологиях. Проект 885 по всем объективным и субъективным причинам не должен был состояться.
Это был первый боевой корабль, заложенный в декабре 1993 года не в СССР, а в новом государстве - Российской Федерации. Назвали лодку именем того города, в котором ее начали строить и построили. Заказ многократно находился под угрозой закрытия. И тут нельзя не сказать о человеке, который долгое время считался совершенно секретным специалистом отечественной оборонки, под руководством которого необычный подводный крейсер был спроектирован, построен и доведен до передачи флоту.
Это генеральный конструктор специального проектно-монтажного бюро "Малахит" Владимир Николаевич Пялов. Благодаря ему удалось реализовать не только проект "Ясень" и новейшие проекты глубоководных исследовательских аппаратов специального назначения, но и поднять на новый уровень отечественную школу проектирования многоцелевых атомных подводных лодок. 28 февраля ему исполняется 80 лет, и конструктор полон творческих планов.
Его отец - фронтовик, погиб в самом начале Великой Отечественной, а сам Володя Пялов каким-то чудом пережил блокаду Ленинграда, не покидая города, в который он приехал в двухлетнем возрасте. В "Малахите" проработал 55 лет. Возглавлял предприятие в самое непростое время: с 1999 по 2011 год. Сейчас он генеральный конструктор.
Главным конструктором проекта 885 Владимир Пялов был с самого начала его разработки. Ему пришлось решать почти невыполнимую задачу: создавать новую кооперацию почти тысячи российских предприятий, способных осуществить единый заказ - построить общими усилиями субмарину четвертого поколения. Раньше над такими проектами работал весь промышленный потенциал СССР. Владимир Николаевич на деле показал - Россия способна строить даже такие уникальные корабли как "Ясень" своими силами.
В ходе почти двадцатилетнего строительства в проект вносились очень существенные новшества, не давшие подводному крейсеру морально устареть. Сейчас в строительстве находятся лодки проекта 885М, которые, уподобляясь авиационной терминологии, можно относить к лодкам поколения 4+. А коллектив "Малахита" уже работает над боевыми субмаринами пятого поколения и подводными аппаратами, способными выполнять различные задачи во всех районах Мирового океана.
Атомный подводный ракетный крейсер "Северодвинск" в соответствии с утвержденной программой опытной эксплуатации готовится к выходу в Северный Ледовитый океан, где будут отрабатываться слаженность экипажа в сложных условиях Арктики и комплексная работа всех боевых систем и механизмов.
А "Российская газета" сердечно поздравляет выдающегося конструктора с юбилейным днем рождения, желает ему здоровья и, по морской традиции, семь футов под килем.