26.02.2014 00:06
Культура

Фестиваль "Белые столбы" представит восстановленные архивные фильмы

В "Белых столбах" покажут уникальные архивные кинонаходки
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №45 (6317)
Открылся XVIII фестиваль архивного кино "Белые столбы" Госфильмофонда. В этом году его ключевой темой стали "архивные находки", - фильмы, восстановленные благодаря новейшим компьютерным технологиям, и фильмы-открытия, действительно только совсем недавно обнаруженные среди абсолютных раритетов из истории кино.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильмов, показанных на фестивале архивного кино "Белые столбы"

Среди них, например, найденный в США - при этом единственный сделанный в Германии - фильм Якова Протазанова "Паломничество любви" - последняя картина, сделанная Протазановым в эмиграции. Или же короткометражный фильм Александра Медведкина "Пустое место" - единственный сохранившийся из снятых им самим для "Кинопоезда" - созданной в 1931 году разъездной кинофабрики на колесах.

"Архивисты не любят слова находки, - комментировал петербургский киновед Петр Багров, с этого года переехавший в подмосковные Белые столбы и ставший художественным руководителем фестиваля. - Их можно понять: несмотря на апокрифические истории о залежах на чердаках и антресолях, большинство находок случается непосредственно в киноархивах. А можно ли считать "найденным" фильм, который до того бережно хранился профессионалами? Скорее уж, такой фильм не найден, а открыт заново. Как часто повторяет Александр Хорват, директор Австрийского музея кино: "Не бывает архивных находок, бывают плохие каталоги". Программа фестиваля и подтверждает, и опровергает эту максиму".

В Подмосковье открылся фестиваль архивного кино Белые Столбы

Прологом фестиваля стал документальный фильм Ивана Твердовского памяти Владимира Дмитриева, несколько десятилетий руководившего научной работой Госфильмофонда и посвятившего всю свою жизнь пополнению его коллекции. Генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев с этого начал новый отсчет киноистории в Белых столбах: "В этом году перед нами стояла, пожалуй, самая трудная задача за всю историю кинофестиваля, ведь мы впервые готовили его без бессменного художественного руководителя Владимира Юрьевича Дмитриева, без научных сотрудников Валерия Ивановича Босенко и Евгения Михайловича Барыкина. В память об ушедших коллегах мы приложили все силы к тому, чтобы программа, с одной стороны, соответствовала сложившимся традициям фестиваля, а с другой - была направлена на его обновление... Демонстрируя уникальные фильмы, неизвестные даже крупнейшим историкам кино, мы еще раз доказываем, что наш фестиваль - это не серия кинопоказов, а важнейшее в сфере кинематографии культурно-просветительское событие.

"Белые столбы" призваны информировать российскую и зарубежную общественность о серьезной работе, которую ведет Госфильмофонд России, - рассказывал Николай Бородачев. - Коллекция Госфильмофонда уникальна - она насчитывает около 70 тысяч наименований кинофильмов. Это крупнейшая синематека мира, которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Самые большие организации, это - Ватиканская синематека, синематека Франции, синематека Швейцарии и синематека России - государственная коллекция кинофильмов РФ. У нас хранятся и все коллекции бывших союзных республик; в собрании находятся практически все фильмы, которые создавались в мировом пространстве. Когда исполнилось сто лет кинематографу, то Американская ассоциация кинематографистов проводила исследование, и выбрали сто лучших фильмов за сто лет. Вот 98 из этих ста хранится в Госфильмофонде Российской Федерации".

Мировое кино