Сергей Афанасьевич, можно ли ситуацию с выборами россиян в местные советы Беларуси отнести к уникальным достижениям Союзного государства?
Сергей Бондаренко: Ситуация действительно является уникальной в сегодняшней геополитической обстановке. Это проявление высшей степени доверия народа Беларуси по отношению к братскому русскому народу. Доверие это не показное. А выражено оно буквально в следующем: белорусы готовы предоставить россиянам не просто право голосовать, но и право управлять. В то же время для кандидатов с российскими паспортами, которые баллотируются сегодня в местные советы, это колоссальная ответственность не только перед Беларусью, но и перед Россией. Откровенно говоря, я не знаю в современной истории подобных примеров, по крайней мере, на постсоветском пространстве.
Когда избирались в Думу Сургута, вам не приходилось слышать реплики типа: он же из Беларуси? Или, наоборот, это обстоятельство помогало?
Сергей Бондаренко: У городов нефтяного севера своя специфика. Когда в 60-х годах прошлого века начиналось освоение нефтегазовых месторождений, в эти края приезжали люди со всего Советского Союза. Тогда не делили людей по национальностям. Ценности были совсем иными. Важно было главное: способен ли ты пройти испытания севером (а это работа в 50-градусные морозы зимой и среди болот и гнуса летом) или нет. Дети, а теперь уже внуки первопроходцев сегодня, спустя полвека, во многом ориентированы на те же ценности. Конечно, мы живем не на острове. И вопросы с национальной окраской время от времени встают. Но не в предвыборных дискуссиях, раз уж мы сегодня говорим об этом.
Белорус ты или украинец, татарин или русский - это не добавит, не убавит тебе на выборах, если ты достоин доверия избирателей. Во всяком случае, во время избирательной кампании в депутаты Думы города Сургута национальность "белорус" не дала мне никаких бонусов, но и отрицательно никак не повлияла на исход голосования.
Теперь все больше говорят о том, что интеграция должна "перебазироваться" из центра в регионы. Дескать, там она более эффективна, особенно в приграничных регионах. Вы согласны?
Сергей Бондаренко: Если говорить об интеграции на уровне регионов, то по-другому и быть не может. Когда общаются две столицы (Москва и Минск) - это правильно, это соответствует формату межгосударственного взаимодействия. Но ведь интеграция не ограничивается протокольными мероприятиями. Сколько бы политики ни жали друг другу руки, реальное взаимодействие происходит на уровне обычных людей. Вот мы с вами сейчас общаемся - делимся информацией, мнениями. Разве это не та самая интеграция? Бизнесмены, спортсмены, деятели науки и культуры из самых разных регионов обоих государств ведут друг с другом постоянный диалог. Это вполне естественное явление, не отформатированное и от того, наверное, наиболее результативное.
Много городов в России имеют побратимов в Беларуси. У Сургута, к примеру, есть соглашение с Гомелем. Расстояние в тысячи километров для нас не является препятствием в общении. А что говорить о территориях, которые находятся в соседних, приграничных, регионах. Мы - добрые соседи друг для друга: от мэров городов до самых простых жителей.