27.02.2014 00:26
Авто

ГИБДД Татарстана взяла на заметку наработки белорусских коллег

ГИБДД Татарстана взяла на заметку наработки белорусских коллег
Текст:  Светлана Брайловская ( kor@rgkazan.mi.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №8 (636)
Повсеместное внедрение шумовых полос на перекрестках, тросовое ограждение вдоль трасс, светоотражающие элементы для пешеходов и смайлики на дорогах, которые поднимают всем настроение, заинтересовали представителей ГИБДД МВД по Татарстану, когда они изучали опыт своих белорусских коллег. Некоторые идеи взяли на вооружение.
Читать на сайте RG.RU

Готовясь к Универсиаде, в Казани построили много новых дорог, развязок и пешеходных переходов. Там, где проходил маршрут студенческих Игр, а также непосредственно сами соревнования, все было идеально: на дороги нанесли разметку не обычной краской, которая стирается уже через неделю, а стойким термопластиком.

Все "зебры" усилили подложкой желтого цвета, а знаки "Пешеходный переход" обновили по новому ГОСТу, усилив отражающими элементами, чтобы пешеходная зона еще больше бросалась в глаза. На центральных улицах появилось ограждение, чтобы пешеходы не перебегали дорогу в неположенных местах, а для незрячих людей проложили специальные дорожки, которые помогают им при переходе улицы. Многие перекрестки оборудовали умными светофорами, включающими в зависимости от заторов на дорогах красный или зеленый свет.

Однако, как говорит главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Татарстана Рифкат Минниханов, таких правильных перекрестков и "зебр" в Казани довольно мало, и надеяться на то, что в бюджете города на безопасность дорожного движения заложено столько же денег, сколько ушло на эти цели перед Универсиадой, не приходится. А это означает, что каждый дорожный знак придется отстаивать в суде.

- Мы знаем, как должно быть, у нас есть все нормативные документы, из года в год бьемся за каждую разметку, но, к сожалению, муниципальные образования закладывают средства на безопасность по остаточному принципу, - говорит Минниханов. - Как мы отметили во время поездки в Беларусь, наши коллеги не только сохранили все то хорошее, что было наработано во времена СССР, но и продолжают развиваться. Они не придумали велосипед, но поддерживают такой порядок в организации дорожного движения, который позволяет сохранять жизни людей. Не знаю, сколько денег уходит на эти цели, но то, что они выделяются, бросается в глаза.

Делегация Татарстана обратила внимание - очень многое из того, что воплощается в жизнь на дорогах двух республик, схоже. К примеру, в Беларуси "зебру" рисуют на красной подложке, в Татарстане - на желтой. Правда, делается это в первую очередь на федеральных и республиканских трассах и на центральных улицах больших городов. А хотелось бы, чтобы так было везде.

- Я обратил внимание на то, что в Беларуси на перекрестах за пределами городов и сел перед "зебрами" активно используются искусственные неровности типа "лежачий полицейский", а перед пешеходными переходами - шумовые или, как их еще называют, трясущие полосы, - говорит Рифкат Минниханов. - Я как водитель прекрасно знаю, что такое усталость, как рассеивается внимание. Зачастую аварии происходят, как говорится, на ровном месте и только потому, что на какие-то секунды водитель уснул за рулем. Так вот, лишняя встряска на таких полосах никому не помешает. У нас они тоже есть, и яркий тому пример - участок трассы М-7 Москва - Уфа в районе поселка Новониколаевского, однако их единицы. Шумовые полосы используют в Беларуси не только на перекрестках, но и по краям дороги, чтобы предупредить водителей о том, что они выехали на обочину или разделительную полосу. У нас это только планируется.

Бросалось в глаза и то, что на дорогах Беларуси, где часто происходят аварии, дорожные знаки дублируются аналогичной дорожной разметкой. А в помощь им на участках с концентрацией мест ДТП стоят информационные щиты, призывающие соблюдать правила дорожного движения. К примеру, на трассе Минск - Брест наряду со знаком "Опасность" можно встретить щиты, которые указывают, что через два километра будет опасный участок дороги и сколько человек на нем погибли. После этого нога интуитивно потянется к педали тормоза.

Полицейские Татарстана взяли на карандаш опыт применения тросового ограждения.

- Если мы осторожно относимся к тому, чтобы разделить потоки на наших узких дорогах, в Беларуси это в порядке вещей, - говорит Рифкат Минниханов. - Я твердо убежден в том, что транспортные потоки должны быть разделены, и не важно, какой категории эта дорога. Тросовое ограждение не только визуально разделяет потоки, а в ночное время суток и при сложных метеоусловиях помогает ориентироваться на дороге, но и служит реальным барьером для выезда на встречную полосу. В Европе очень активно его используют. У нас - пока нет.

Стоит отметить, что в обеих республиках, не сговариваясь, оборудовали многие пешеходные переходы вне населенных пунктов дополнительными светофорами, которые работают на солнечных батареях. Сейчас в Татарстане их уже 196.

Наша делегация отметила, что на дорогах Беларуси можно встретить самые неожиданные рисунки и надписи, которые настраивают на позитивный лад. Так, в дорожной разметке, которая обозначает пешеходный переход, бросается в глаза смайлик или другая веселая картинка. Естественно, статистики, сколько человек улыбнулось на этой "зебре", не ведется, но то, что такой знак может повысить настроение, факт. Или, к примеру, надпись на светофоре для пешеходов "Служите примером своему ребенку!". Увидев нечто подобное, никакому родителю не захочется бежать на красный свет.

- Не могу сказать, что наши пешеходы чем-то отличаются, нарушителей хватает везде, - говорит Рифкат Минниханов. - Они выскакивают в самых неожиданных местах - как в Татарстане, так и в Беларуси. Если мы в России пока только рекомендуем пешеходам носить светоотражающие элементы, то в Беларуси это уже закрепленное законодательством правило, за нарушение которого предусмотрена ответственность. По статистике, когда в темное время суток водитель едет с включенным ближним светом фар, он может заметить пешехода только на расстоянии 25-30 метров. Если бы человек, который переходит дорогу, носил светоотражающий браслет, его было бы видно за 130-140 метров. А на трассе при дальнем свете так и за все 400! Уже давно подсчитано, что светоотражающие элементы снижают риск наезда на пешехода на 65 процентов.

По словам главного госавтоинспектора Татарстана, родители, которые понимают, что их дети должны быть видны на дороге в любое время суток, и покупают им рюкзаки, одежду и обувь с так называемыми "светлячками", и сами стараются быть заметными. Многие производители одежды, в основном спортивной, уже давно применяют светоотражающие элементы. В идеале это должны делать все. Как только наши законодатели поймут, что это реально работает на безопасность и примут аналогичный белорусскому закон, думаю, "светлячки" войдут в моду.

Дороги Казань Волга-Кама