28.02.2014 20:10
Экономика

Большинство россиян готовы контролировать расходы муниципалитетов

Текст:  Татьяна Зыкова Александр Шансков
В России 57 процентов  жителей готовы участвовать в решении финансовых проблем своих муниципалитетов, еще 23 процента  - готовы при условии, если это касается их семьи.
Читать на сайте RG.RU

Опыт гражданского контроля для мегапроектов впервые будет опробован на Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Для этого создается Общественный комитет - открытая  площадка. К обсуждению всех острых вопросов смогут присоединяться  общественные организации и гражданские активисты. Этот  опыт будет тиражироваться. Об этом и многом другом рассказал на видеоплощадке "РГ" глава Открытого правительства Михаил Абызов.

Михаил Анатольевич, одна из дискуссий Открытого правительства на форуме была посвящена контролю за инвестиционными программами и проектами естественных монополий. Какие  механизмы гражданского  контроля сейчас существуют? Насколько эффективны?

Михаил Абызов: Здесь надо выделить два аспекта: экспертное сопровождение (а это участники рынка, смежники, финансисты, научные круги) и гражданский контроль. Первое - более точечно, профессионально, глубоко. Второе - это контроль над общими проблемами наших строек - перерасходом средств, экологическими проблемами, земельными и так далее.

Общий объем расходов в рамках инвестфонда составил 600 млрд рублей

В сентябре 2013 года правительство утвердило Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ готовился при участии Экспертного совета при правительстве и предусматривает создание советов потребителей на федеральном и региональном уровне. На федеральном в приоритете - РЖД, "Росморпорт", госкорпорация ОрВД, "Газпром", "Россети", "Транснефть", "Почта России", "Ростелеком", а также их "дочки". Советы потребителей федерального уровня создаются при отраслевых правительственных комиссиях, регионального - при руководителе субъекта РФ. Главное в этой работе - повышение информационной открытости естественных монополий. Их инвестпрограммы должны публиковаться, не просто более широко, но и на едином ресурсе. Раскрытие информации естественными монополиями "обкатано" на ФСК ЕЭС. И эксперты отмечают, что им впервые предоставили информацию, уникальную как по форме, так и по глубине. Что касается полномочий экспертов, то на примере ФСК ЕЭС их достаточно, если есть взаимопонимание. Но на уровне компании и профильного ведомства полномочия - это еще и ответственность. Надо понимать, что ответственность несут  министерства, сами компании, переложить ее на экспертов невозможно.

Опыт гражданского контроля для мегапроектов впервые будет апробован на ЦКАД. Создается особый механизм - общественный комитет. Он будет сформирован из экспертов, представителей общественных и деловых организаций при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. Предполагается, что общественный комитет станет открытой площадкой - к обсуждению всех вопросов смогут присоединяться заинтересованные общественные организации и гражданские активисты. Порядок работы и сферы контроля общественники определят сами.

На площадке Открытого правительства идет разработка "Дорожной карты" по технологическому и ценовому аудиту, уже есть первые пилотные проекты. Какие возможности дает такой механизм?

Михаил Абызов: В 2013 году аудит крупных инвестпроектов с госучастием  проводился в "пилотном" режиме. С этого года он стал обязателен  для проектов стоимостью свыше 8 миллиардов рублей. Результаты таких проектов анализируются в Экспертном совете. Речь идет о проектах РЖД, Зарубежнефти, ФСК ЕЭС, "Русгидро". Кроме того, ряд компаний с госучастием подготовили корпоративные стандарты проведения аудита, в которых учтены замечания членов Экспертного совета.

Экспертный совет подготовил поправки, с тем чтобы пороги ценового аудита с июля 2014 года снизить до 5 миллиарда рублей, а в следующем году - до 3 миллиардов рублей. Это связано с тем, что на анализ проектов от 1,5 млрд рублей просто не хватит консультантов. Но компании с госучастием могут устанавливать свои ориентиры.

В ДФО создадут условия для высококвалифицированных кадров

"Россети" для дочерних обществ установили планку в 1,5 млрд рублей. Аудит показывает, сопоставимы ли цены и технологические решения с аналогами в России и за рубежом, какие есть риски срыва работ, где лучше изменить технологии строительства, какую законодательную базу необходимо изменить.

Например?

Михаил  Абызов: Аудитор в ходе исследования проекта строительства Уссурийской ТЭЦ  указал на отсутствие организационно-правовых механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность проектов нового энергетического строительства в зоне ОЭС Востока. Аудиторы, эксперты и представители бизнес-сообщества, напротив,   отметили значимость проекта модернизации БАМа и Транссиба и его положительный эффект на экономику России, в целом. Но рекомендовали установить более четкие показатели эффективности проекта - пропускную  способность, скорость движения, рост производительности труда и так далее. Еще одно замечание касалось определения приоритетов при "расшивке" узких мест, а также анализ необходимости инвестиций в "подходы" к портам Дальнего Востока. Кроме того эксперты сочли необходимо синхронизировать проект с инвестпрограммой "Россетей" по усилению  энергоснабжения БАМа и Транссиба, еще учесть ряд дополнительных планов. В целом, как говорится в отчете аудитора, стоимость строительства железных дорог в России в два и более раз выше среднеевропейского уровня. Это  обусловлено географическими и климатическими особенностями, отсутствием развитой инфраструктуры, длинными транспортными плечами, высокими таможенными платежами, недостаточным уровнем механизации работ. При этом аудитор подтвердил коммерческую эффективность проекта, рассчитанную РЖД. Окупаемость инвестиций с точки зрения дополнительных доходов бюджетов оценена в 260 млрд рублей.

Не менее важной темой для обсуждения экспертного сообщества с представителями власти на форуме стало участие граждан в планировании и распределении бюджетных средств? Где публикуется  "Бюджет для граждан", кто его авторы?

Михаил Абызов: Федеральный "Бюджет для граждан" на 2014-2016 годы впервые опубликован Минфином на нашем сайте  в октябре 2013 года. Эта практика будет продолжена. В перспективе Минфин предполагает разработать бюджетный калькулятор - интерактивный формат представления документа, который позволит гражданам самим выбирать интересующие пункты и составлять свой бюджет. Авторы - Минфин и эксперты, привлеченные Открытым правительством. Будут использоваться также результаты конкурса на лучшие идеи для "бюджета для граждан", то есть соавторами выступят сами граждане.

Работа по популяризации "бюджетов для граждан" будет направлена на развитие этого формата на региональном и муниципальном уровне. Именно в муниципалитетах есть большие возможности для  участия граждан в софинансировании расходов на местном уровне. По исследованию Всемирного банка в России 57 процентов  жителей готовы участвовать в решении финансовых проблем своих муниципалитетов, еще 23 процента  - готовы при условии, если это касается их семьи.

Минтруд финансово поддержит работодателей, модернизирующих производство

А есть примеры?

Михаил Абызов: В  2010 году Кировская область начала софинансировать микропроекты на местном уровне из расчета 50 копеек на рубль средств граждан - 2,2 млн рублей на 4,4 млн рублей денег населения. В 2013 году бюджет области выделил на эти цели 300 млн рублей, при этом увеличив свою долю в софинансировании (1,5 рубля из бюджета на рубль от населения).

Открытые государственные данные. Почему сегодня особенно актуальна эта тема? 

Михаил Абызов: В 2013 году в России было опубликовано около 5 000 наборов "секретных" данных, федеральными органами власти - более 800. Так, Минтруд раскрыл 26 наборов данных - вдвое больше показателей середины прошлого года. Это статистика по рынку труда, реестр подведомственных организаций, данные по распределению населения по величине доходов, сведения о численности пенсионеров и среднем размере пенсий, величине прожиточного минимума и объемах социальных выплат.

МЧС России в качестве набора открытых данных планирует использовать данные геопорталов "Каскад", "Космоплан" и "Бриз".

"Космоплан" обеспечит доступ к архивам космических снимков районов чрезвычайных ситуаций, паводкоопасных участков. "Каскад" позволяет получать информацию о пожарах, которая будет обновляться до четырех раз в сутки, фактические данные о погоде, среднесрочные прогнозы, данные метеослужб, информацию о сейсмической обстановке по данным Геофизической службы РАН, а также данные Росатома по радиационной обстановке.

"Бриз" позволяет формировать данные о ЧС, ежедневный оперативный прогноз, сведения о туристических маршрутах, лавиноопасных участках, а также показатели радиационного фона", - сообщила представитель МЧС. Через портал можно будет отслеживать ход ликвидации ЧС в режиме реального времени.

Росстат опубликовал около сотни наборов данных. В  I квартал 2014 года запланирована публикация расширенных данных переписи населения 2010 года. В этом году Росстат также намерен опубликовать демографические показатели, данные по рынку труда, образованию и ценам в формате открытых данных. На II-III квартал запланирована публикация итогов по этим показателям на муниципальном уровне (около 200 млн показателей).

А какие самые востребованные данные?

Михаил Абызов:  Выборы, закупки, расписание транспорта, бюджет.  Портал "Открытая страна" в 2013 году составил рейтинг регионов. 1 место - Москва (250 наборов данных, есть на английском языке, 14 приложений). Далее следуют Ульяновская область (109 наборов) и Башкирия.

Бюджеты регионов