28.02.2014 00:07
Культура

"Самый Добрый театр" показал Шекспира по-студенчески

Спектакль Сергея Аронина "Шекспир. Призраки и ведьмы"
Текст:  Анна Жук
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (6320)
Самое страшное представление о постановках Шекспира для Сергея Аронина выглядит так: "череп из папье-маше, деревянная шпага и панталоны, в общем - пыль и скука". Да и сам Шекспир для него - "это отвязный чувак с серьгой в ухе, любитель носить на шее бумажную гармошку, настоящий тролль 80-го уровня".
Читать на сайте RG.RU

Аронин, выпускник ГИТИСа (курс Е. Каменьковича и Д. Крымова), возглавивший недавно собственный "Самый Добрый Театр", решил подойти к Шекспиру со всем незабытым студенческим задором и фантазией. С первых слов, когда режиссер сам выйдет рассказать о предстоящем спектакле, и это незаметно для всех выльется в самое настоящее начало шекспировского действа, мы увидим попытку отказаться от всех принятых театральных условностей.

Картонно-скотчевые баррикады, выстроенные "четвертой стеной" между зрителем и сценой, будут сломаны в первые же минуты. Гамлет окажется под завалами бумаги и полиэтилена, и Гертруда еще долго не сможет до него докричаться. Этюдная композиция, где сюжеты проходят вереницей один за другим, более всего отражают студенческий дух. И в этом "безответственном" пространстве от актера ты вправе ждать чего угодно - любой случайности и намеренной "игры в героя", а не серьезно исполненного "вживания в образ".

Так впишется в современность Король Лир, Ричард III, Макбет и Джульетта... Последняя - три раза выйдет петь нам свою любимую песню "Ромео, как мне жаль, что ты Ромео" в трех разных жанрах: романс, туристическая бардовская песня и русский рок. Каждый из героев Шекспира найдет свое место в нашем теперешнем мире. Вот и Король Лир - "Лаврушкин Игорь Рюрикович вот уже 40 лет работает сантехником"...

Историю каждого персонажа можно найти в программке "Ли бред-то": гид-путеводитель по спектаклю "Шекспир. Призраки и ведьмы". То есть, жанр как таковой вынесен в заглавие предоставленного гида. "Бред" по мотивам Шекспира вступает на сцене в схватку с привычным образом серьезной драматургии.

Король Лир-сантехник заставляет своих дочерей с их мужьями, признаваясь отцу в любви, купаться голыми в ванной. С виду абсолютно мирная семейная пара Макбет по вечерам, включая Mac Book, смотрит "Фабрику звезд". Ричард III - поэт-романтик. Джульетта - неисправимая песенница. И все они умрут под 3-й сонет Шекспира:

"Но, ограничив жизнь своей судьбою,

Ты сам умрешь, и образ твой - с тобою". Зачем искать глубинный смысл? Ведь этот самый Шекспир, говорит Аронин, "пригласил всех на свой день рождения и умер, превратив его в похороны, после чего все усомнились, был ли он на самом деле или вся его жизнь - розыгрыш и театр, начали искать завещание, а нашли пьесы. И понеслось!"...На сцене умрут все. Ниоткуда взявшийся мальчик (по-видимому, гробовщик) раздевается до пояса над бренным телами героев, танцует несколько минут нечто вольное, в духе "con-temporary dance". Рассказывает, как, выйдя из театра, хочется заняться спортом ради фигуры, но потом снова ложишься на диван и ничего не делаешь. И мальчик тоже умирает. А был ли мальчик? А был ли Шекспир? А это никому не важно.

Драматический театр