Тон дискуссии задала заместитель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова. По ее мнению, базовый федеральный закон о противодействии коррупции включает значительное количество декларативных положений. В результате принимаются дополнительные федеральные законы с узким предметом регулирования. "Такой экстенсивный путь правового регулирования приводит к появлению многочисленных коллизий, пробелов и дублирований. Необходим более взвешенный и целостный подход к реформированию антикоррупционного законодательства", - заявила сенатор.
Член президиума Верховного суда Владимир Давыдов, со своей стороны, отметил, что правовая антикоррупционная база в целом сформирована и государство начало успешную борьбу со взяточниками. Только за прошлый год количество лиц, осужденных за коррупцию, возросло на 40 процентов. "Сегодня более важным является не принятие новых принципиально важных законов в этой сфере, а систематизация уже принятого законодательства, его анализ и точечное корректирование, чрезмерная зарегулированность иногда бывает вредна до такой же степени, как и отсутствие правового регулирования", - подчеркнул Давыдов.
Нужно отметить, что некоторые ранее принятые нормы вызывают немало вопросов у экспертов. Так, после изменений в законодательстве, внесенных в 2011 году, основным наказанием за коррупционные преступления стали штрафы, кратные суммам взяток. В результате приговоры к лишению свободы за взятки сократились с 24 процентов в 2010 году до 14 процентов в 2013 году, а штрафы как вид наказания увеличились, соответственно, с 12 процентов до 67 процентов. Однако добровольное исполнение штрафов составляет всего 10 процентов, и это влечет ходатайства приставов-исполнителей о замене штрафов лишением свободы, которые могут быть удовлетворены только в случае злостного неисполнения штрафов. "Ну и зачем надо было вводить эту норму со штрафами в качестве основного наказания?" - недоумевал Давыдов.
Тем не менее многие участники "круглого стола" сошлись во мнении, что в антикоррупционном законодательстве много положительного, несмотря на отдельные недостатки. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов, например, отметил открытость распределения и использования бюджетных денег властью. "Нам надо объяснять гражданам, что государство создает условия для того, чтобы любой гражданин мог противостоять должностным преступлениям, получая всю информацию от властей", - подчеркнул чиновник.
По его мнению, прекрасная профилактика по борьбе с коррупцией - это общественный контроль. Если с профессиональными контролерами можно договориться, то подкупить всех граждан не удастся точно. Платонов, в частности, сослался на московский опыт. "Наша финансовая работа полностью открыта для граждан. Предположим, гражданин видит, что в его дворе должен быть ремонт, деньги выделены бюджетом, а ничего не сделано. Тогда он направляет запрос через электронный портал Москвы, и в течение семи дней ему обязаны ответить, почему работа не выполнена. Не обязательно, что будут репрессии, но это и есть реальная профилактика", - заявил Платонов, призывая другие регионы также двигаться в этом направлении.