Базироваться он будет на площадке Российского экономического университета им. Плеханова, этот же вуз выступает в роли соучредителя центра наряду с компанией "Ростехнологии" и Газпромбанком. Об этом сообщила специалист департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности минпромторга Ирина Сафина на "круглом столе" "Торговые ограничения на внешних рынках в отношении российских товаров". "Целесообразность создания центра подтверждают обращения в минпромторг множества крупных промышленных компаний с просьбой оказать им поддержку в получении статистической информации, необходимой для анализа ВЭД и выявления нарушений их прав при экспортных операциях, - пояснила "РГБ" Ирина Сафина, - таким образом, основной миссией центра мы видим создание условий для развития российской промышленности в условиях глобализации".
В условиях присутствия России в ВТО это особенно важно. Неотвратимость членства в этой организации в свое время вызывала двойственное чувство у отечественных производителей. С одной стороны, были опасения, что на внутренний рынок хлынут потоки импортных товаров, в сравнении с которыми наши перестанут котироваться. С другой, возникала и эйфория: дескать, торговые барьеры рухнут, и мы сейчас запад своим металлопрокатом закидаем и минеральными удобрениями засыплем! Но не тут-то было. В ВТО шагнули, однако это не помогло нам нарастить объем экспорта (в 2013 году он снизился на 1,2%) и не сняло ограничений в отношении наших товаров.
Сейчас, по словам руководителя дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра при правительстве РФ Инны Дудыкиной, 18 стран мира применяют в отношении российских товаров 79 ограничительных мер: 38 антидемпинговых, 5 специальных защитных, 36 - нетарифных (налоги и сборы, технические и административные барьеры и др.). В немилость у зарубежных торговых партнеров угодило множество товаров, в основном химической и металлургической промышленности - то есть те, на которые перед вступлением в ВТО и делалась основная ставка.
К тому же на внешнем металлургическом рынке сейчас очень велики риски неплатежей за купленный товар. Как сообщил заместитель гендиректора Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) Михаил Карякин, в прошлом году продукция металлургии заняла ровно треть от общего объема страхования экспорта (73 млрд руб.). В Топ-3 отраслей, также увеличивших страхование экспортной продукции, вошли энергетическое машиностроение и "обычное" машиностроение. Однако их доля в сравнении с металлургией невелика, поскольку реализация контрактов в машиностроительном секторе длится, как правило, не один год.