Предприниматели также просят государство создать орган "одного окна", защищающий отечественные интересы в странах присутствия российского бизнеса. Сегодня крупные российские корпорации и средний бизнес осознанно выходят на мировые рынки. Однако этому сопутствуют не только риски, связанные с потерей собственности российских инвесторов. Иностранные государства, желая защитить своего производителя, могут ужесточать входные барьеры для российского капитала, а также вводить ограничительные меры на российскую продукцию. Поэтому наши парламентарии озаботились защитой экономических интересов отечественного бизнеса за границей.
"Обязательное страхование инвестиций поможет избежать коррупционных отношений и создать большую стабильность для российских инвестиций за границей. Эту инициативу надо реализовывать быстрее", - заявил "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по вопросам собственности Валерий Селезнев. По его словам, инициатива может принять форму как отдельного федерального закона, так и поправок в отраслевое законодательство.
В мире подобный инструмент применяется для страхования инвестиций от безвозмездного получения в собственность тем или иным государством иностранных вложений, говорит доцент МГИМО Александр Муранов. Наиболее вероятен такой сценарий в развивающихся государствах и странах третьего мира.
Замминистра экономического развития Алексей Лихачев поддерживает идею народных избранников, но с оговоркой. "Тема, которую поднимают депутаты, актуальна. Существует большое количество рисков для российских инвестиций, и мы ведем серьезную работу. Единственное, я не уверен, что страхование должно быть обязательным. Возможно, бизнес сам должен определять, как он хочет защитить свои вложения - посредством страхования или с использованием других механизмов", - сказал он "РГ".
Барьеры и ограничения в отношении российских товаров и бизнеса делятся на три группы, рассказывает доктор экономических наук Андрей Спартак. К первой относятся формализованные ограничения, то есть документы иностранных властей, устанавливающие более жесткие условия для российских товаров в сравнении с товарами третьих стран. По каждой из ограничительных мер минэкономразвития ведет досье.
Ко второй группе ограничений относятся неформализованные барьеры. Речь идет о личных отношениях и договоренностях, связанных с российскими инвестициями за рубеж, и с вытекающей отсюда коррупцией в иностранных государствах. Третья группа ограничений российских инвесторов складывается из пробелов в международно-правовом регулировании отношений между Россией и другими государствами. Речь идет о наличии или отсутствии международных договоров о защите инвестиций между Россией и другими странами.
По словам директора департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП Алексея Вялкина, дискриминационные меры иностранного государства могут быть направлены на окончательное прекращение деятельности российской компании в этой стране, а также на лишение ее собственности, контроля над ней и права получения прибыли от произведенных инвестиций. Эти риски охватывают не только основные средства инвестора, но и запасы его сырья и товаров.
Между тем сегодня в России функция защиты национальных инвестиций за рубежом фрагментирована и не скоординирована между федеральными органами власти. В связи с этим необходимо создать госорган, выполняющий функции "одного окна", считает вице-президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Руслан Ибрагимов. В задачи такого органа входила бы защита российского бизнеса за рубежом и содействие в разрешении споров между компаниями и властями стран присутствия отечественного бизнеса.
Любые инвестиции всегда предполагают предпринимательский риск, а "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", замечает предприниматель Лора Файнзилберг. По ее словам, любые вложения за рубеж должна предварять процедура формирования объективного представления об объекте инвестиций. Она включает в себя и оценку инвестиционных рисков. Риски от инвестиций в другие юрисдикции и в иные правовые системы всегда весомы, поскольку там существуют другие юридические правила и местный партнер в этом случае оказывается в более выгодных условиях.
Нередко иностранные суды принимают решения, не учитывающие интересы российского бизнеса и государства. Поэтому для защиты интересов российского бизнеса необходимо формировать авторитетные институты разрешения инвестиционных споров в России, убежден Ибрагимов. Например, создать в рамках стран СНГ международный арбитраж, который рассматривал бы инвестспоры в том числе с государствами-участниками СНГ.
В случае инвестиций за рубеж надо смотреть на стабильность чужой правовой системы, обращает внимание кандидат юридических наук Дмитрий Крупышев. "Необходимо отслеживать также налоговые риски, смотреть на наличие законодательства о защите иностранных инвестиций, чтобы страна, принимающая инвестиции, обязывалась не ухудшать правовой режим поступающих капиталовложений", - отмечает юрист. Для определения этих "страновых" рисков Крупышев советует изучать отчетность зарубежных компаний.
В ТПП рекомендуют крупным российским компаниям заключать с иностранными властями инвестиционные и концессионные соглашения, в которых регламентируются налоговые льготы для инвестирующей компании, права собственников на совершение переводов дивидендов за рубеж, возможность получения местных кредитов. Подобное соглашение может быть разорвано только в случае невыгодности для правительства страны, принимающей инвестиции. Поэтому российский инвестор должен составить соглашение таким образом, чтобы принимающая страна в перспективе получала выгоду от его выполнения, резюмирует Вялкин.