04.03.2014 00:23
Общество

Депутаты предложили перевести всю начальную школу на пятидневку

Перейдет ли школа на пятидневку
Текст:  Екатерина Деменьева Ирина Ивойлова Айгуль Камаева Вера Черенева
Российская газета - Федеральный выпуск: №50 (6322)
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили внести поправки в Закон "Об образовании в РФ" и перевести всю начальную школу на пятидневную учебную неделю. Главная причина - школьники перегружены. Кроме того, при шестидневке у детей не остается времени на общение с родителями, да и успеваемость при пятидневной учебной неделе оказывается выше, чем в тех школах, где учатся в субботу.
Читать на сайте RG.RU

Законопроект готовили не без споров. В окончательной редакции говорится, что при переводе все школы должны соблюдать санитарные правила. То есть при пятидневке нагрузка на младшеклассников не должна превышать 23 часов в неделю.

- Если депутаты Государственной Думы примут законопроект в том виде, в котором есть сейчас, ряд школ окажется в безвыходном положении, - полагает депутат Заксобрания Борис Вишневский. - Школа может обучать ребенка только в рамках образовательного стандарта и отведенных часов на всю программу там ровно столько, сколько положено по СанПиНам. Любой дополнительный урок будет считаться уже нарушением. Между тем есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или каких-нибудь других дисциплин. Когда родители устраивают туда ребенка, они заранее готовы к тому, что нагрузка будет выше, чем в обычном учебном заведении.

Сергей Кравцов: За мобильный телефон можно лишиться права сдавать ЕГЭ

Кроме того, не стоит забывать и про национальные республики - Татарстан или Башкирию, где введен региональный образовательный компонент. При переводе на пятидневку у ребенка просто не будет возможности изучать национальную культуру и язык.

С сомнением к пятидневке в том виде, в котором ее предлагают, относится и народный учитель России Анатолий Малякин.

- Здоровье детей и правда ухудшается, однако винить в этом стоит не только школу, - говорит Анатолий Малякин. - Дети безвылазно сидят за компьютерами, и когда парламентарии предлагают, мол, давайте дадим ученикам дополнительный день для общения с семьей, для прогулок на свежем воздухе и занятий в спортивных секциях, я в это верю с трудом. Скорее всего, основная масса детей будет сидеть все за тем же компьютером.

Если процент домашнего задания увеличится, то учеба рискуе т превратиться в банальную зубрежку

Если школы пойдут на сокращение часов каких-нибудь предметов, то учителю придется задавать больше на дом. Кроме того, школа все чаще заставляет ребенка не понимать, а механически запоминать какие-то вещи. И если домашие задания увеличатся, то учеба даже в начальном звене рискует превратиться в банальную зубрежку.

СанПиН или родной язык?

В министерстве образования Башкортостана к предлагаемым поправкам отнеслись с большой долей скептицизма.

- У каждого учебного заведения есть право самостоятельно устанавливать пятидневную или шестидневную учебную неделю. Зачем лишать их этого? Компонент образовательного учреждения тут роли не играет, так как, к примеру, в первых классах его вовсе нет, а в четвертых классах переход на пятидневку невозможен из-за требований СанПиНа, - считает заместитель министра образования Владимир Аристархов. - Думаю, что эта инициатива отчасти возникла из-за того, что некоторые родители не прочь узаконить себе и детям дополнительный выходной. Поэтому право выбора желательно оставить.

Педагоги школ склоняются к мнению, что введение "пятидневки" необходимо. Вот что говорит учитель начальных классов уфимской школы Ирина Осипова:

- Ребята очень сильно устают и не успевают восстановиться за один выходной. У учителей, тоже никаких сил не остается к субботе, а в воскресенье еще подготовку к школе для малышей ведем. Так что у нас семидневная рабочая неделя получается.

По ее мнению, начальные классы могли бы вернуться к пятидневке, если пересмотреть их программу. Главная проблема для школ Башкортостана - региональный компонент, а это дополнительные уроки, которые не позволяют вписаться в СанПиНы.

- Основная программа у нас 23 часа плюс три часа - родной язык. У меня в классе два ребенка изучают на нем башкирский, а остальные - русский. СанПиНы же разрешают в начальных классах не более пяти уроков в день, и со своими 26 часами в неделю мы в них не вписываемся, - говорит учительница.

Республиканские депутаты уже готовы поддержать питерских коллег.

Субботний стон

Петербург предложил Госдуме ввести пятидневку в школах

Большинство школ Бурятии сегодня работает по "шестидневке". Причина - опять-таки в региональном компоненте.

В республиканском министерстве образования пояснили, что волевого перехода на шестидневку не было - школы самостоятельно определяют график своей работы.

- Есть федеральный стандарт, где прописана учебная нагрузка для каждой параллели. Например, для первого класса - это обязательно пятидневка, а вот начиная со второго школа может выбирать. Например, для пятого класса при пятидневке максимальная нагрузка - 28 часов, при шестидневке - 31, - поясняет Дулма Балдарова, начальник отдела общего образования комитета по образованию Улан-Удэ. - В регионах количество учебных часов добавляется за счет истории, географии родного края, а у нас это еще и изучение бурятского языка, литературы. Конечно, изучение языка факультативно, однако в плане эти часы должны быть учтены.

Именно из-за разницы в количестве часов школы с углубленным изучением предметов, в том числе лицеи и гимназии, постепенно перешли на шестидневную неделю.

Родители предлагают выносить на субботу ОБЖ, физкультуру, ИЗО. Однако, как показывает опыт учителей, некоторые ученики не приходят в школу по субботам - такие предметы прогулять вроде не страшно. Есть еще один нюанс. Практически все школы республики учатся в две смены. И при пятидневке, когда уроков в день больше, вторая смена будет и начинать, и заканчивать учебу очень поздно. Кстати, в Иркутской области школы тоже, как правило, распределяют уроки на шесть дней. Потому что убрать какой-либо предмет из плана, чтобы вписаться в пятидневный норматив, невозможно.

Мнения

Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО:

- Не уверен, что для всех школ подойдет пятидневка. Сейчас школы могут учиться по семестрам, триместрам, четвертям, устраивать дополнительные каникулы, и не надо всех загонять в единые рамки. Если родителям хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, они могут предложить это на совете школы, который вправе поддержать или не поддержать предложение. Если бы я был директором школы, то осенью и весной ввел бы пятидневку, а зимой оставил бы шестидневку.

Ольга Прокофьева, директор школы N 7, Долгопрудный Московской области:

- Считаю, что у ребенка должны быть два дня выходных. У нас началка частично учится во вторую смену, но мы не хотим сокращать количество уроков и делать субботу еще одним учебным днем.

Сергей Бебчук, директор школы N 1199, Москва:

- У нас в школе все 20 лет пятидневка. И все довольны: и родители, и дети.

Официально

Из федерального государственного стандарта начального общего образования:

ОПРОС "РГ"
Образование Санкт-Петербург Госдума Северо-Запад