Татьяна Гвилава, президент Общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса"
К сожалению, у нас не созданы условия, которые позволяли бы успешно сочетать самореализацию в профессии и в семье. Во многих странах женский вопрос поставлен на государственный уровень. На саммите АТЭС-2012 в Санкт-Петербурге проходил форум "Женщины в экономике". Из 22 стран, принимавших участие в заседании по гендерным вопросам, 21 была представлена министерствами по делам женщин и семьи. У нас такого министерства, к сожалению, нет. Нужно использовать опыт ведущих мировых экономик и адаптировать его к РФ.
Конечно, специфика женских интересов, а значит, и женского бизнеса, существует. На первой стадии развития дела женщина-руководитель "прикипает" к нему всей душой, и ее бизнес становится как бы второй семьей, а сотрудники - почти детьми. Сегодня многие преуспевающие бизнес-леди рассказывают, что такое "материнское" поведение оправдывает себя на ранних стадиях развития бизнеса. Но если дело успешно развивается и приобретает масштабы, то способ постановки задач и методы управления меняются. Но женщины все равно остаются более тонкими психологами, чем мужчины.
На мой взгляд, характерной чертой россиянки, стоящей во главе бизнеса, является ее сознательное отступление в тень, когда с ней начинает соревноваться мужчина. Она знает себе цену, и ей не нужны внешние почести.
Как-то журналисты спросили Маргарет Тэтчер: кем вы больше себя чувствуете, женщиной или премьер-министром Великобритании? Она ответила: в кресле премьер-министра я чувствую себя премьер-министром. Ответ предполагал, что дома, на кухне, она чувствует себя женой и матерью. Крайне важно разделять стиль поведения в руководящем кресле и в кругу семьи. Мне бы хотелось пожелать всем российским бизнес-леди научиться этому.