Ростислав Беляков. Фото: Александр Лыскин/ РИА Новости www.ria.ru
В годы Великой Отечественной в СССР сложилось несколько мощных КБ, проектировавших истребители. К концу ХХ века осталось два - "МиГ" и "Сухой". Ростислав Беляков родился 4 марта 1919 года в городе Муром Владимирской области. Поступил в МАИ, в1941 году, после окончания института, пришел в опытный конструкторский отдел, который возглавлял Артем Микоян, и проработал в нем всю свою жизнь. От поршневого МиГ-3 до реактивных истребителей последних поколений - таков творческий путь академика Белякова. Это более 200 проектов и 120 летных образцов. Но самыми звездными его проектами, вне всякого сомнения, стали МиГ-29 и МиГ-31.
МиГ-31 был развитием лучшего в мире перехватчика МиГ-25, и лучшего перехватчика до сего дня никому создать не удалось. А вот МиГ-29 - это машина Белякова. Лучший, по общемировому признанию, фронтовой истребитель второй половины ХХ века создавал большой конструкторский коллектив. Однако именно Беляков довел его до почти идеального состояния, в том числе по надежности. Он, как и автомат Калашникова, стал визитной карточкой страны.
Впервые МиГ-29 поднял в небо Герой Советского Союза, летчик-испытатель Александр Федотов. Произошло это 10 октября 1977 года. А в июле 1983 года первые два десятка серийных МиГ-29 поступили в авиационный полк, базировавшийся в подмосковной Кубинке. Этому советскому истребителю равных в небе не оказалось. Всюду за рубежом: и в ЮАР, и над Сицилией, и в небе Франции, и в США он побеждал своих соперников в боевых состязаниях и на маневрах. Из всех боевых самолетов советского производства только МиГ-29 перешли на службу из Варшавского договора в НАТО. Служат там до сих пор.
Созданный 36 лет назад истребитель не только не устарел, он продолжает развиваться и совершенствоваться. МиГ-29СМТ, корабельные МиГ-29К/КУБ, самый современный МиГ-35 - прекрасные самолеты с хорошей перспективой. Стоит напомнить, что МиГ-29К становятся основными корабельными истребителями ВМС Индии.
К сожалению, Ростиславу Аполлосовичу не удалось реализовать два его последних проекта, хотя они уже были воплощены в металл.
Это многофункциональный истребитель, названый Беляковым самолетом "анти все". По своей боевой эффективности и летно-техническим характеристикам он должен был превзойти американский истребитель пятого поколения F-22. Миговский чудо-истребитель даже показывали журналистам, он поднимался в воздух. Трагедия была в том, что замечательная машина появилась в начале девяностых. Из-за тотальной нехватки денег программу свернули.
Под руководством Белякова был спроектирован новый учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ. Это была простая в управлении и дешевая в обслуживании "летающая парта", отличавшаяся к тому же высочайшей надежностью. Несмотря на то что испытания подтвердили все заявленные характеристики, ВВС отдали предпочтение учебно-боевому Як-130.
В 1997 году Р.А. Беляков оставил пост руководителя фирмы. Два года спустя ему присвоили звание "Почетный генеральный конструктор самолетов "МиГ".
Дмитрий Медведев выразил глубокие соболезнования коллективу предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", родным и близким покойного. Премьер-министр отметил, что достижения Ростислава Аполлосовича в области авиационной науки хорошо известны в России и признаны международным научным сообществом, а его новаторские идеи и конструкторские решения еще долго будут востребованы для производства новых образцов отечественной авиатехники.