Напомним, новый федеральный перечень учебников для школы будет готов к 1 апреля. По словам представителей минобрнауки, он будет значительно меньше прежнего. В действующем перечне около 3 тысяч учебников. Это не только учебники, рекомендованные минобрнауки, но и те, которые допущены для использования в школе, но не имеют грифа "рекомендованных".
Прежний список книг для школы составлялся именно по такому принципу. Отдельно в нем выделялись учебники для специальных и коррекционных школ. Теперь в перечне "допущенных" не будет, а все учебники поделят на три большие группы: для обязательной части программы, для той части программы, которую составляют сами учебные заведения, и книги, которые учитывают этнокультурные и региональные особенности.
- Общее количество учебников сократится почти в два с половиной раза, - отметили в минобрнауки.
В этом году школьные учебники проходили несколько экспертиз - научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную. Особенность была еще и в том, что на рассмотрение принимались только завершенные линии учебников для начальной, средней или старшей школы. Иными словами, нельзя было представить учебник математики для восьмого класса без книг для пятого, шестого, седьмого и девятого классов. А если издательство и автор предлагают учебник для 10-го класса, то должна быть книга и для 11-го. Все учебники, которые одобрены советом, имеют методическую литературу и электронное приложение.
Педагогическую и научную экспертизу проводили РАН и РАО, региональную - "Центр гуманной педагогики Республики Хакасия "Школа жизни" Шалвы Амонашвили", Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Татарстан. В общественной экспертизе приняли участие множество экспертов из некоммерческих организаций. Это, к примеру, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, Российский книжный союз, Лига образования, Русская школьная библиотечная ассоциация, Единая независимая ассоциация педагогов.
Игорь Суколенов, профессор, член научного совета по экспертизе учебников РАО:
- На педагогическую экспертизу в РАО поступило 584 учебника по 29 предметам (всего представлено 167 завершенных предметных линий). Мы не рекомендовали для включения в перечень около 20 процентов учебников. Среди них есть учебники для начальной школы, книги по обществознанию, ОБЖ, химии, математике, физике, иностранному языку.
Главная причина - содержание учебников не гарантирует, что школьники будут хорошо знать предмет и покажут достойные результаты. Например, в учебнике мало внимания уделено первоначальным представлениям о предмете, об истории его развития. Или мало заданий, плохо подан материал, нет вопросов для самоконтроля учеников.