Дмитрий Сергин, актер театра и кино:
- Я разделяю то убеждение, что самое необходимое всегда находится с тобой в памяти: для этого никаких действий предпринимать не нужно. Остальное же, мелкое и бренное, уходит, освобождая в голове место для чего-то более важного. Что касается запоминания роли, тут, конечно, все несколько сложнее, правда, способы тоже есть. Например, актер Тарковского Анатолий Солоницын для тренировки памяти каждый день учил по четверостишью. К такому методу я сам прибегал в университете. А вообще, на мой взгляд, самое идеальное для помощи актеру - репетиция, не обычный прогон, а с привязанностью слов к определенным действиям и декорациям. Вот наш "узелок на память". Просто взять и заучить сто страниц текста сложно для человека совершенно любой профессии. Между тем, главное - справляться, а каким образом - уже не важно.
Дарья Фурсей, художница:
- Никакого узелка у меня нет, поэтому я благополучно о многом забываю. Впрочем, это очень даже неплохо: порой, наоборот хочется, чтобы некоторые вещи удавалось легче выкинуть из головы. Ингрид Бергман как-то сказала: "Для того, чтобы быть счастливым, нужно иметь крепкое здоровье и короткую память". По такой логике я и стараюсь жить. Что же касается важных встреч, то их я тоже иногда пропускала, но не потому,что забыла, а, банально, потому, что мы с человеком не поняли друг друга, когда назначали время. Такое иногда бывает, но чтобы просто так забыть о ком-то... не припомню.
Константин Кожевников, юморист, пародист:
- Я обычно стараюсь повторять несколько раз, чтобы лучше запомнить. Если событие, скажем, через месяц, так и повторяю месяц, правда, обычно на второй день сбиваюсь. Все встречи, о которых я забывал, помню прекрасно, потому что те, о ком я запамятовал регулярно и ярко напоминают мне об этом.
Злата Дзарданова, певица:
- Если дел совсем много, то делаю заметку в телефоне: мне кажется, это очень просто и очевидно для современного человека. Надо сказать, что к таким вещам я прибегаю редко, потому что от природы у меня замечательная память на всё - и даты, и цифры, и имена. Правда, в последнее время бывают очень комические ситуации, когда я забываю названия элементарных вещей. Смотрю, скажем, на кофеварку, где-то подсознательно понимаю, что это кофеварка, а слово вспомнить не могу. Смешно, но факт.
Андрей Родных, радиоведущий:
- О делах, готовящихся не в скором будущем, я записываю в календаре. Дело в том, что ежегодно я приобретаю большой настенный календарь формата А1, причем такой, где под каждым числом, есть квадрат для записи событий. Он висит там, где я чаще всего нахожусь и всегда можно посмотреть, какими мероприятия и даты чем-то заняты. Но он, к сожалению, не помогает тому, что я запоминаю хуже всего, - фамилии, тут уж приходится мириться и со стыдом в душе регулярно спрашивать даже у тех, кого я видел не один раз: "Друг, как тебя зовут?".