Звездный путь одной из самых ярких характерных актрис современности начался 25 лет назад - после выхода в 1989 году на перестроечные экраны фильма Петра Тодоровского "Интердевочка". Как создавалась картина о нелегкой судьбе отечественной путаны, перевернувшая сознание неискушенных советских зрителей, - в подборке "РГ".
"Интердевочку" продюсировал торговец быками
О том, как начиналась история "Интердевочки", рассказывала супруга режиссера Петра Тодоровского Мира. "Эту картину я сделала лично, несмотря на то, что официально не имею к ней никакого отношения, - поясняла она в одном интервью. - По той простой причине, что тогда у нас в стране даже понятия такого - "продюсирование" - не было.
Во время Московского международного кинофестиваля мы с Петром Ефимовичем были приглашены на прием, организованный в шведском посольстве. Там к нам подошел сын писателя Джеймса Олдриджа. Разговорились, он поведал, что учился в Англии и в России, а живет в Швеции. Я сказала: "Вы мне и нужны". И быстро поведала ему про повесть Кунина "Фрекен Танька", благо мой собеседник знал русский язык. Он загорелся: "Я в этом участвую…" Вернувшись в Швецию, тут же сообщил, что нашел инвестора, который готов вложить в проект 200 тысяч долларов. Мы тогда еще не понимали, что инвесторами могут быть торговцы быками…
Я отправилась в Госкино и про все это рассказала. Там спросили: "А вы-то тут кто? Непонятно". И были правы, потому что в кино я действительно была никем. Мои три десятка документальных фильмов даже в расчет не брались. Меня направили на "Мосфильм", к Досталю. Пошла к нему. Он тоже поинтересовался: "А вы кем будете?" Я сказала: "Продюсером". Он ухмыльнулся: "Ах, вот оно что! Хотите быть продюсером? Так езжайте в Голливуд". После чего забрал все мои наработки и запустил в производство картину. Спасибо, что с Тодоровским. Правда, перед этим были бурные споры: возможно ли делать картину про валютную проститутку? Решающим оказалось слово тогдашнего председателя Госкино Армена Медведева, который сказал коллегам: "Успокойтесь, раз картину будет делать Тодоровский, он сделает чистый фильм - о любви…".
Тодоровского еле уговорили
По словам Миры Тодоровской, вся ее кипучая деятельность по поиску спонсоров в какой-то момент чуть не оказалась напрасной.
Муж поначалу наотрез отказался экранизировать повесть Владимира Кунина. "Ты спятила, как я буду снимать такое кино?!", - горячился Тодоровский. Супруге стоило немалых трудов, чтобы его уговорить. Тодоровский впоследствии всегда подчеркивал, что не считает картину удачной. "Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь "клубничку", - говорил режиссер. - Так и вышло - в фильме совсем нет "клубнички".
"Снимите меня немедленно!"
Нет по-настоящему откровенных сцен в картине потому, что Елена Яковлева наотрез отказалась сниматься обнаженной.
С подбором актеров для фильма вообще связана масса забавных историй. "Мне пачками приходили письма примерно такого содержания: "Я давно работаю на панели, снимите меня в главной роли", - вспоминал Петр Тодоровский. Представительницы древнейшей профессии узнали о начале съемок из прессы. После чего стали забрасывать режиссера письмами с фотографиями. Причем, снимались они в самых откровенных позах.
Тодоровский посмеивался и искал профессиональную актрису. "Очень смешно Петр Ефимович выбирал актрис, - вспоминает супруга. - Он же из глубокой провинции и был убежден в том, что проститутки - это толстозадые девки с большими "буферами". Я переубеждала, возила к "Националю" - тогда путаны гнездились именно там - и показывала, как они выглядят на самом деле". Потом представительницы древнейшей профессии стали приезжать на "Мосфильм". Но не для того, чтобы попробоваться на роль, а чтобы посвятить режиссера в тонкости профессии. "Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная, - вспоминал Тодоровский. - Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме - а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: "Ну и сколько же ты зарабатываешь?". "Бывает в неделю по семь тысяч". По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина - кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее - своя легенда: "Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, - говорит, - которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати - маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: "Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…" "Ну и дурочки, - говорит, - они боятся, а я не испугалась - зато теперь хожу в норковой шубе".
Самым сложным, по словам Миры Тодоровской, было заставить мужа поверить в то, что лучшая кандидатура на главную роль - Лена Яковлева. В то время это была никому не известна актриса. "И когда я показала ее фотографию, Тодоровский недоумевал: "Какая же она проститутка - у нее ноги, как веревочки, заворачиваются?!" Но, в конце концов, и здесь жене удалось взять верх над мужем. Он согласился на Яковлеву.
Но строптивая молодая актриса наотрез отказалась сниматься в постельных сценах. Поэтому самое смелое ее появление на экране - в нижнем ажурном белье.
"Правда" обозвала "порнорэкетиром"…
Замысел истории о валютной проститутке Тане Зайцевой родился у писателя Владимира Кунина, когда тот жил в 80-х годах прошлого века в "Гранд-отеле" в центре Варшавы. "Каждый день, завтракая, я видел проституток, которые покупали места у столика, а потом ждали, когда придут иностранцы, - писал Кунин впоследствии. - Я перезнакомился с ними и подумал о том, что можно сделать сценарий о любви польской проститутки и водителя-дальнобойщика. Вернулся с этой мыслью в Ленинград. А шел тогда 1986 год, особенно рот не разинешь. Я запасся кучей бумажек со всеми моими званиями - лауреат Госпремии, премии Ленинского комсомола и прочее, чтобы милицейский генералитет Ленинграда разрешил мне войти в группу 4-го отдела Управления уголовного розыска. В так называемую спецслужбу, основной деятельностью которой являлась защита иностранцев от посягательств и пресечение валютных операций. Начальство снизошло, я был направлен в группу старшего лейтенанта Кузнецова и четыре месяца работал в интуристовской гостинице "Прибалтийской"…Таким образом, я попал к ним в гнездо и понял, что не так уж они все и виноваты, поскольку нет у них другого способа заработать. Меня многие упрекали за явные симпатии к этим девкам, "Правда" обозвала "порнорэкетиром"… После того, как сценарий был напечатан в "Авроре", главный редактор журнала помчался в ЦК партии, но как-то все утряслось, разрешили снимать".
Жил с чешской проституткой
А вот исполнитель роли Эдварда Ларсена, за которого выходит замуж Таня, шведский актер Томас Лаустиола, без стеснения признавался в интервью, что дам легкого поведения знавал очень близко. "Я даже жил какое-то время с чешской проституткой, - рассказывал актер. - Днем она работала акушеркой, а ночами - интердевочкой (почти как в фильме, только героиня Яковлевой - медсестра). Нас тогда было трое друзей. Мы жили с ней по очереди - по неделе. До сих пор иногда ее вспоминаю..." При этом актер подчеркивал, что спокойно мог бы и жениться на проститутке. Главное, как говорится, чтобы человек был хороший.
Фильма со счастливым концом так и не получилось
Владимир Кунин только на первых порах участвовал в съемках фильма, которые проходили в Ленинграде и Стокгольме. Потом повздорил с Тодоровским и покинул проект. Думал, что фильм провалится. Но "Интердевочка" имела грандиозный успех. Ее признали лучшим фильмом 1989 года. Народ штурмовал кассы кинотеатров, чтобы посмотреть фильм "про это". "Интердевочка" собрала в прокате 41 миллион советских рублей!
Изначально предполагалось, что шведская концовка фильма будет другой - более гуманной для героини. Но фильм в Швеции так и не вышел - обанкротилась компания "Сталлет-фильм", которая частично финансировала съемки.
"Стоять буду под балконом, лысый, в фуфайке…"
После выхода картины на Елену Яковлеву, которую журнал "Советский экран" признал лучшей актрисой 1989 года, обрушилась довольно неоднозначная слава. Как это часто бывает, актрису отожествляли с героиней. Елене не давали прохода поклонники. Иногда, довольно сомнительные. Так, один из них писал актрисе: "Выйду через три года. Стоять буду под балконом, лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами".
Каменская интердевочку не затмила
Несколько лет назад Елена Яковлева учредила приз для журналиста, который не спросит ее об этом фильме. Приз до сих пор не вручен. Про роль в сериале о Каменской ее еще могут не спросить. Про интердевочку спрашивают всегда.