В Риме на Лаврова журналисты устроили настоящую охоту. В здании итальянского МИДа все СМИ интересовало только одно: где Лавров и как записать с ним интервью? После часового разговора с Керри российский министр рассказал, о чем они договорились: "Продолжил дискуссию о том, как можно максимально эффективно содействовать преодолению кризиса на Украине в правовом, конституционном поле, и прежде всего, опираясь на договоренности от 21 февраля. У нас нет пока окончательного взаимопонимания, мы хотим четко уяснить, что имеют в виду наши партнеры, когда предлагают создать некий международный механизм, каким будет его состав. Для нас самое главное - это уважать договоренности от 21 февраля - прежде всего по конституционной реформе, созданию правительства национального единства, проведению выборов уже после конституционной реформы".
По словам Лаврова, "любой процесс, который может быть поддержан, должен обязательно опираться на ясно выраженное согласие всех регионов Украины. Прежде всего в данном случае нас беспокоит Крым и другие юго-восточные области".
Намерения США ввести санкции против России - это уже угроза, считает глава российского внешнеполитического ведомства. "Я привлек внимание госсекретаря, как я сделал это вчера в Париже, что продолжается безостановочное нагнетание атмосферы, объявлено о неких закрытых списках российских граждан, которым будет запрещен въезд в США, - сказал министр. - Керри заверил, что этих списков пока нет, это лишь поручение, но это дело не меняет, это все равно угроза. Также как и угрозами является заморозить деятельность "восьмерки", Совета Россия - НАТО".
После того как в среду поздно вечером Сергей Лавров завершил свой визит в Париж, премьер Франции Жан-Марк Эйро заявил, что говорить о санкциях в отношении РФ преждевременно, так как "ситуация по урегулированию кризиса на Украине изменилась". В Риме, где в четверг гостил российский министр, подобному повороту событий были несказанно рады.
На публике лидеры ЕС продолжают делать вид, что представляют единое целое и готовы жертвовать национальными интересами ради идеалов "единой Европы". В действительности, у каждого из них есть свои избиратели, которые все чаще дают своим политикам понять, что геополитика интересует их куда меньше, чем собственное благополучие. Ситуация вокруг Украины стала очередным примером подобного евроэгоизма.
"Да вы что? Какие санкции? Кто будет возмещать наши убытки от сворачивания сотрудничества с Россией? - говорил мне по-итальянски эмоционально один из экспертов в здании МИД Италии. - Но, пожалуйста, не цитируйте меня с фамилией, так как сейчас тут по головке не погладят за такие рассуждения".
Итальянцы, похоже, лучше многих других в Европе прекрасно понимают, что в условиях жесточайшего кризиса раскидываться экономическими санкциями (особенно в отношении одного из ключевых партнеров) - значит рубить сук, на котором сидишь. Только с Италией у России товарооборот достигает 33 миллиардов евро в год. Отказ от российского рынка станет для Рима настоящей катастрофой. В других государствах ЕС положение дел не лучше. В том числе у локомотива евроэкономики Германии.
И власти еэсовских государств это прекрасно понимают. Отсюда и нежелание лидеров ЕС даже намекать на введении против России экономических санкций. Понятно и воодушевление, с которым вчера они реагировали на итоги переговоров в Париже, где Сергей Лавров сначала с госсекретарем Джоном Керри, а потом и с европейскими дипломатами долго спорили по ситуации на Украине.
И хотя до реальных договоренностей дело ни в Париже, ни в Риме так и не дошло, а стороны лишь заявили о том, что готовы продолжить консультации, этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы премьер Франции заявил: "О санкциях можно говорить только тогда, когда события развиваются не в позитивном направлении. Но мы видели, что ситуация изменилась. Даже если пока не удалось усадить за один стол русских и украинцев. Украина должна иметь хорошие отношения с Европой и с Россией. Россия не враг и не противник для нас".
С ним, очевидно, полностью согласна и глава МИД Италии Федерика Могерини, с которой вчера в Риме "на полях" конференции по Ливии встречался Лавров.
Опровержение госдепом США фактов, приведенных президентом России Владимиром Путиным о ситуации на Украине, поражает цинизмом и неприкрытыми "двойными стандартами" - заявили в МИД России.
Размещенная на сайте госдепартамента США справка с "опровержением" фактов, приведенных президентом России Владимиром Путиным в ходе пресс-конференции 4 марта о ситуации на Украине, "поражает не столько примитивным искажением реальности, сколько цинизмом и неприкрытыми "двойными стандартами".
По словам официального представителя МИД России Александра Лукашевича, "госдепартамент пытается сыграть на бессовестно однобокой трактовке событий, будто и не было многочисленных свидетельств бесчинств, чинимых радикал-националистами, включая расправы под телекамеры над неугодными или провокационные убийства снайперами, что подтверждается, в частности, из "независимых источников".
"В Вашингтоне, конечно, не могут признать, что сами подпитывали майдан, поощряли свержение законной власти насильственным путем, расчищая путь тем, кто сейчас выдает себя за легитимную власть в Киеве. Не будем опускаться до полемики с низкопробной пропагандой, - подчеркнул Лукашевич. - Скажем лишь: в очередной раз мы имеем дело с неприемлемым высокомерием и претензиями на истину в последней инстанции.
"У США нет и не может быть морального права на нравоучения по поводу соблюдения международных норм и уважения суверенитета других стран. Как быть с бомбардировками бывшей Югославии или вторжением в Ирак по сфальсифицированному поводу?" - обратил внимание российский дипломат.
Обращаясь к более отдаленной истории, Лукашевич указал, что "можно найти немало примеров американских военных интервенций далеко за пределами национальных границ и в отсутствие реальной угрозы безопасности самих США". "Вьетнамская война унесла жизни двух миллионов мирных жителей, не говоря уже о полностью разрушенной стране и отравленной окружающей среде, - напомнил он. - Под предлогом защиты своих граждан, всего лишь оказавшихся в зонах конфликтов, США вторгались в Ливан в 1958 году, а в 1965 году - в Доминиканскую Республику, атаковали крошечную Гренаду в 1983 году, бомбили Ливию в 1986 году, а три года спустя оккупировали Панаму". "И, тем не менее, Россию смеют упрекать в "вооруженной агрессии", когда она вступается за своих соотечественников, составляющих большинство населения Крыма, чтобы не дать ультранационалистическим силам устроить еще один кровавый майдан, - подчеркнул дипломат.
"Очевидно, что в Вашингтоне по-прежнему не в состоянии адекватно воспринимать развитие событий не по американским лекалам, - указал Лукашевич. - Не могут преодолеть себя, смириться с тем, что не получается всегда и везде диктовать свою волю и выступать в привычной еще недавно роли "непогрешимого судьи", за которым - последнее слово. Сдают нервы, но это не основание валить с больной головы на здоровую".
Подготовил Александр Гасюк