Сверхординарное событие еще и потому, что этой первой российской сценой, рискнувшей погрузиться в мир Штокхаузена с его сложнейшей музыкальной системой, где каждый звук рассматривается как ступень духовной эволюции, а в каждом сочинении закодированы эзотерические смыслы, стала сцена детского театра. Для российской ситуации, где нет прочной традиции восприятия авангардной музыки, это обращение к юной аудитории, средний возраст которой - 7- 10 лет, - изобретательный способ изменить коммуникацию с современным искусством. Но нетрудно догадаться, что в премьерные дни Камерный зал Театра Сац был заполнен по большей части взрослыми - не только родителями, сопровождавшими детей, но и музыкантами, исполнителями современной музыки.
И никто не был разочарован, поскольку "детское" название спектакля "Маленький Арлекин", воплотившее на сцене виртуозное сочинение Штокхаузена для кларнета, стало импульсом для общего коллективного переживания необычной театральной мистерии. Арлекин здесь был одновременно и ребенком, и матерью, и Евой (женщиной), и духовной сущностью, ведущей диалог с Люцифером (тромбон) и архангелом Михаилом (труба). Постановщик Карлос Падрисса последовательно погружал публику в слои мистического действа, которое открывалось танцем мима-Арлекина, играющего на кларнете. Этот обаятельный Арлекин в исполнении Мэрве Кацокуглу из Фонда Штокхаузена виртуозно воплощал звуковую геометрию композитора, заигрывал, хлопая гигантскими ресницами, с детьми, вступал в музыкальное состязание с альтистом - юношей в китайской шляпе, соревновался с ним в трелях и танцах, переживал смерть, любовь, обновление под звуки дождя… А на сцене разворачивалась таинственная среда, созвучная мистерии: тростники, огонь, листва, деревянное чучело-идол с зажигающимися глазами.
Во второй части спектакля Падрисса подводил публику к медитации: появлялись экранные проекции, сложные световые режимы, плывущие космические тарелки, корабли, планета Земля, вращающаяся колесом. Герои штокхаузеновских "космологий" - Свет и Звук - Ева, Люцифер и архангел Михаил вступали в мистерию вечной борьбы света и тьмы. Здесь - яростная бездна звука (клавиши, труба, тромбон, бас-кларнет), битва "драконов" - огромных деревянных гусениц, раскрывающих пасть, огонь, взвивающийся гигантским пламенем в глубокой темноте сцены, мерное шествие с горящими факелами Евы и Архангела, вечность, распахнутая навстречу звездам и прекрасным цветам Эдема.
И все это - живой штокхаузеновский миф, пронзающий в самое сердце, вовлекающий в мир звука, света, неведомых энергий. Остается только сожалеть, что этот синтетический magnum opus оказался кратковременной акцией в рамках международного проекта (Вена - Грац - Москва - Мюнхен). "Арлекина" теперь будут смотреть дети Баварии.