Новейшие российские наработки в области сельхозмашиностроения глава правительства посмотрел на "Ростсельмаше", с конвейеров которого в прошлом году сошло почти 3200 комбайнов. Самая последняя разработка предприятия - и самая инновационная, как уверяли премьера, - зерноуборочный комбайн Torum 740. "Крутая машина, впечатляет", - сказал Медведев, посидев за рулем комбайна. А еще, рассказал позже на совещании министр промышленности и торговли Денис Мантуров, проект оказался успешным, окупившись всего за два с половиной года.
"Объемы производства и темпы обновления парка пока недостаточные", - вместе с тем констатировал глава правительства. В парке аграриев более 60 процентов тракторов уже служат более 10 лет, такие же сроки эксплуатации у 50 процентов зерноуборочных комбайнов. "Другими словами, практически половина всей сельхозтехники - это уже достаточно древняя техника, которая требует дополнительных затрат на ремонт и обслуживание", - подчеркнул Дмитрий Медведев. При этом рынок сельхозтехники из-за общей экономической ситуации испытывает объективное сокращение, но цели по техническому оснащению села никто не отменял - в соответствии со стратегией развития сельхозмашиностроения к 2020 году парк сельхозтехники должен составить не менее 600 тысяч тракторов и более 140 тысяч комбайнов.
На субсидирование производителей сельхозтехники в этом году правительство выделяет почти 2 миллиарда рублей. "Мы приняли решение о субсидировании за счет федерального бюджета затрат производителей сельхозтехники в размере 15 процентов ее цены, - напомнил премьер-министр. - Общая сумма выплат в 2013 году составила 430 миллионов рублей".
В минпромторге не сомневаются, что министерство сельского хозяйства полностью выберет эти 2 миллиарда, а продажи сельхозтехники за счет данного механизма, по оценкам министерства, должны составить 2800 единиц на сумму свыше 14 миллиардов рублей.
Фермеры средней руки активно пользуются возможностями "Росагролизинга". "В прошлом году мы провели его докапитализацию, увеличив уставный капитал более чем на 2,2 миллиарда рублей, - уточнил Дмитрий Медведев. - При этом большая часть этих средств предназначена для технической и технологической модернизации сельхозпроизводства".
А вот среди производителей комбайнов и тракторов к работе "Росагролизинга" есть ряд вопросов. Прежде всего отечественные предприятия не устраивает, что в его номенклатуре преобладает иностранная и особенно белорусская техника. Белоруссия вообще один из главных конкурентов российского производителя. Даже в Сибири и на Дальнем Востоке проще купить белорусский комбайн, а не отечественный. В этой связи губернатор Ростовской области Василий Голубев обратился к кабмину с просьбой рассмотреть возможность субсидирования железнодорожного тарифа при перевозке сельхозтехники на Дальний Восток. По его подсчетам, в 2015 году на это потребуется 350 миллионов рублей, а в следующие два года - по 400 миллионов.
Не понимают в отрасли и в минпромторге политику ряда регионов, где в местных бюджетах прямо вписана строка на субсидирование закупок импортной сельхозтехники. Как заявил министр Мантуров, таких насчитывается больше 30, но называть никого не стал и призвал вводить стимулы для приобретения именно российских комбайнов.
Министр сельского хозяйства Николай Федоров предупредил от необдуманных шагов. "Так вот просто рубить и сказать: "Нет, не покупайте технику, которую мы не хотим, чтобы вы покупали"... Думаю, что это не очень правильно. Здесь нужно находить механизмы, стимулирующие приобретение отечественной локализованной сельхозтехники, а не просто запрещать", - считает он.
- Я бы все-таки менее либерально относился к тем регионам, которые субсидируют иностранцев, - рассудил Дмитрий Медведев. И попросил подготовить ему справку по регионам, использующим государственные финансы для приобретения иностранной сельхозтехники. "Если они будут приходить к нам трансферты разные просить, значит, придется им отказать в этом", - заявил премьер-министр.