13.03.2014 00:20
Общество

Мария Городова: Как найти в себе решимость для борьбы со грехом

Как найти в себе решимость для борьбы со грехом
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №58 (6330)
"Мария, вы призываете поститься, а ведь кроме теток в платках, которые могут хоть сутки напролет в церквях дежурить, мяса не есть, и ничего им с этого не будет, только подхудеют чуток, у нас много народу, которые на работу ходят. А некоторые даже на службу - в армию, Родину защищают, слышали о таких? Зачем им про пост втюхивать? Чтоб вконец добить?"
Читать на сайте RG.RU
Артем

Здравствуйте, Артем. Кто сказал, что пост - это унылая немощь? Кто придумал, что главное - мелочное высчитывание животных жиров в съеденной булке? Кто сочинил побасенку про скорбный лик постника и пораженческую слезоточивость? Кто изолгал суть этой великой брани - борьбы со грехом? Брани, в которой мы не остаемся один на один с нашим основным врагом, но всегда можем рассчитывать, что Тот, Кто сильнее всех врагов вместе взятых, в самый трудный миг поддержит нас в беспощадном борении, укрепит, придет на помощь. На Руки Свои возьмет, чтоб не преткнули мы ног своих. Покровом Своим осенит, защищая ослабевших. Вознесет на Крылах любви Своей изнемогающих.


В битве против сил зла мы должны опираться на помощь Бога.

Мы не брошены на произвол случайности в этом неминуемом противоборстве с силой черною: адской гордыней, злобой, ненавистью, ложью, завистью, коварством, подлостью, алчностью, безответственной трусостью и ее дочкой - предательством, злорадной расчетливостью... Нет, не брошены.

Но понимая, что Господь пасет нас, мы должны помнить, что ратоборство с силами зла в этом мире - неизбежность. От этого поединка невозможно уклониться. Этой схватки никому не избежать. Нет на земле бункера, где бы можно было отсидеться. И тогда, как говорили святые, "да станем умелыми" в извечной борьбе.

Кстати, святые, обучая нас искусству поста и науке духовной брани, употребляли сравнения, больше подходящие для учебников по стратегии и тактике ведения боя: "вызов сил зла, защита, отражение атаки, трезвление (то есть трезвенная внимательность к происходящему), укрепление (своих сил), бдительность, решимость, отвага, смелость, твердость, неукоснительное желание побороть врага, подвиг и, наконец, победа".

"Пост - оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; пост - доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов" (святой Ефрем Сирин).

Об этих свойствах поста человечество знало издревле. Не случайно постились перед началом великих сражений наши доблестные предки - Дмитрий Донской во время ордынского ига, Минин и Пожарский в годы Смуты, победоносные Суворов, Нахимов, Кутузов. Казалось бы, воины битв вполне земных, зачем они истощали свою плоть, плоть своих солдат?

"Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель - молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе - телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста?" - задается вопросом наш великий святой Игнатий Брянчанинов, оставивший в наследие замечательные труды по аскетике. Труды не отстраненно научные, а являющиеся результатом конкретного духовного опыта.

"Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим, - пишет святитель. - Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу".

И тут самое время воскликнуть: "Стоп!" Какое смирение, если мы только что вспоминали воинов, бившихся с врагами не молитвой - мечом духовным, а оружием вполне себе материальным!

Никакого противоречия нет. Призывая к смирению - этой главной христианской добродетели, мы имеем в виду не забитость, не униженность, не равнодушный пофигизм - "будь что будет", не трусливое нежелание защищать свое человеческое достоинство, не малодушие в борьбе, нет! Мы говорим не о смирении перед силами зла, а о смирении перед своим Творцом, который нас на битвы с этим злом и благословляет. Если кратко, то смирение - это трезвенное видение самого себя. Людей, в которых нет смирения, святые уподобляли с упившимися вином. Та же опьяненность, эйфория, ощущение "я все могу, и море мне по колено". Такой упившийся не способен увидеть себя со стороны, не в состоянии верно оценить происходящее. Часто он уже просто не может остановиться. Что же питает несмирение? Грехи. Наши страсти. Они опьяняют нас так, что человек, по словам святого Исаака Сирина, уподобляется псу, лижущему пилу, псу, истекающему кровью, обреченному на погибель, но не способному остановиться.

"РГ" публикует 12 правил, как провести Великий пост

Что приводит к появлению смиренного понимания своего места в мире - по отношению к Богу, другим людям, самому себе? Исповедь. Молитва. Участие в таинствах церкви. Пост.

Как это работает? Подробно и доходчиво устроение души человека, смиряющегося перед Господом, описано в 34-м псалме царя Давида, читаемом в опасностях. Вот псалмопевец Давид жалуется Господу на коварство прежних друзей, которых считал братьями. "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня; воздают мне злом за добро, сиротством душе моей. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими". И дальше, осознавая свою немощь, царь Давид призывает: "Господи, когда Ты это увидишь? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою... Да не возрадуются обо мне враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и подмигивающие глазами". И для нас самое важное - призыв, исполненный подлинного смирения: "Рассуди меня, Господи, по правде Твоей!" Кстати, царь Давид был прославлен не только как автор религиозных гимнов - псалмов, но и как доблестный воин.

Продолжение следует

Пишите: 125993, г. Москва,

ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru

Религия