Автор лично представил картину и рассказал, как шла работа над фильмом и почему стоит его посмотреть.
Оценить смешение жанров
В фильме соединяются несколько жанров. С одной стороны, это байопик. Так называют кино, построенное на биографии знаменитости. В центре сюжета - два художника. Но в фильме будет и комедия, и драма, и мелодрама.
- Моя идея о том, что Россию знают в мире именно по работам Марка Шагала и Казимира Малевича, подтвердилась, когда я увидел церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. На открытии Малевич представлял целую эпоху, а Шагал - на закрытии, - говорит Митта. - Шагал - художник тонко чувствующий, поэтичный, нравственный, верующий. Его работы - и про Бога, и про семью, и про душу. Он - человек высокой культуры. А Малевич - это революционер в искусстве, тот, кто открыл новые горизонты. Удивительно, что в России их знают очень мало, ведь Малевич, например, в мире имеет статус признанного гения, а у нас бытует мнение, что он не создал ничего, кроме "Черного квадрата". А ведь все абстрактное искусство началось именно с него. Я давно хотел снять фильм про этих художников, но понимал, что это - мечта, которая вряд ли реализуется, пока не нашлись деньги у частных инвесторов.
Понять, что такое супрематизм Малевича и какие фантазии были у Шагала
Александр Митта хотел снять кино, которое привлечет внимание молодого зрителя. Главной темой он выбрал отношения мастера и учеников:
- Если мы говорим о Шагале, то он каждого растит, решает их проблемы, избавляет от комплексов, вытаскивает из кризисов. Малевич же просто создает себе армию последователей, с которыми завоевывает мир. Его лозунг - верьте в меня и идите за мной. Естественно, что ученики Шагала пошли за Малевичем. В фильме показано, как идея на глазах превращается в идеологию. Мы раскрываем и фантазии художников. На экране в буквальном смысле рождаются супрематические полотна Малевича, воплощаются мечты Шагала.
Важную роль в картине играют цвет и ракурс съемки, что дает возможность зрителю увидеть ожившие картины.
Узнать, как поссорились Шагал и Малевич
Принцип жизни Марка Шагала, тот самый, что провалил попытки экранизации его биографии у нескольких режиссеров, - бесконфликтность. Такая позиция крайне невыгодна для кино, ведь в фильме должно быть напряжение.
- Шагал позвал Малевича в свою школу в Витебске, а тот - присмотрелся, выкинул Шагала из школы и превратил ее в институт супрематизма, - рассказывает режиссер. - Шагал уехал из Витебска, а потом его внучка вспоминала, что он всегда отзывался о Малевиче как о в высшей степени талантливом человеке. Такой вот характер. Малевич, как мне кажется, и не заметил того, что так, походя, отобрал у Шагала школу, ведь он был занят своими космическими идеями. Сюжет основан на истории взаимоотношений Шагала и Малевича, которая была расписана в витебских газетах того времени. Есть сборник "Культура Витебска", откуда я взял факты. Я подумал, что раз историки не придали значения тому, как Шагал потерял созданную им школу, как она отошла Малевичу, - то это сюжет для кино.
Прочувствовать историю любви Шагала и Беллы
По мнению режиссера, для того чтобы управлять эмоциями зрителей, он ввел в картину мелодраматическую линию, создал любовный треугольник, которого в реальной жизни Шагала и его супруги Беллы не было.
- Жена у Шагала была безупречна, никаких романов на стороне. Так что нам пришлось придумать такой сюжет: в нее безответно влюблен ярый комиссар революции и друг детства. Поскольку у него вся власть в городе - то единственный его шанс завоевать внимание Беллы - это убить Шагала. Такой поворот создает эмоциональное напряжение.
Кто есть кто
Марк Шагал - Леонид Бичевин
Казимир Малевич - Анатолий Белый
Белла Розенфельд - Кристина Шнайдерман
Наум (влюбленный в Беллу комиссар) - Семен Шкаликов
Ицик, раввин - Дмитрий Астрахан