В последнее время Александр Кулинкович работал начальником отдела МИД Беларуси. Для него это не первая долгосрочная командировка - ранее он представлял свою республику в Швейцарии. Возможно, кто-то воспринял бы его новое назначение как ссылку по сравнению с предыдущей работой, однако, как рассказал советник корреспонденту "СОЮЗа", он сам вызвался на эту должность. Хотя в Казани до этого ни разу не бывал.
Должность руководителя отделения была вакантной полгода, его бывший руководитель Руслан Дрозд уехал работать в Представительство Белорусской калийной компании в Китае, так что за это время дел накопилось немало. Как признался Александр Кулинкович, скучать не пришлось с самого начала: как раз в день приезда нового руководителя в Казань прибыла делегация МАЗа, чтобы показать городу свои новые экологически чистые автобусы, работающие на газовом топливе.
Так что вникать в суть работы пришлось прямо с колес.
Семнадцать лет Александр Кулинкович занимался вопросами международной торговли, вхождением Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Четыре года проработал в Женеве, где непосредственно отвечал за сотрудничество с ВТО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Международным торговым центром. Так что этот багаж должен пригодиться ему для поиска и реализации в жизнь новых проектов, но уже в Татарстане.
В определенных сферах сотрудничество между двумя республиками идет по накатанным рельсам: Беларусь закупает в Татарстане нефть, продукты химической отрасли, двигатели, а поставляет тракторы, материалы для производства шин, запчасти и оборудование для автомобилей и тракторов, изделия из черных металлов, товары народного потребления. В последнее время белорусский автопром наладил серьезные поставки трамваев и автобусов.
Перед Александром Кулинковичем поставили задачу - не только содействовать развитию взаимной торговли, а со временем выйти на новые совместные проекты с высоким уровнем добавленной стоимости, которые принесут взаимную выгоду сторонам. Стоит отметить, что речь не идет об объединении МАЗа и КАМАЗа.
- Сами понимаете, если я всю свою жизнь занимался внешней торговлей, то на многие процессы в экономиках наших странах смотрю через призму правил ВТО, сравнительных преимуществ в торговле, -говорит руководитель отделения. - Последние, к слову, у Беларуси и у Татарстана - свои. Важно найти те точки, где их объединение даст совместную выгоду. К примеру, в Татарстане в отличие от Беларуси серьезно представлены иностранные ретейлеры, которые навязывают свои условия игры, приводят своих поставщиков и по остаточному принципу работают с местными производителями. Я не исключаю, что нам удастся объединить ретейлеров Татарстана и Беларуси, чтобы конкурировать с такими магнатами, как "Метро" и "Ашан". Почему бы и нет?
Полномочия отделения распространяются не только на Татарстан. Развивать связи Александру Кулинковичу предстоит также с Ульяновской, Саратовской и Кировской областями, республиками Чувашия и Марий Эл.
- Так что пока свободного времени у меня не особо много, - говорит Кулинкович. - Я сторонник последовательного развития - сейчас основные усилия необходимо сконцентрировать на тех задачах, которые мне поставило мое руководство: главное - это экономика, взаимная торговля. А там, надеюсь, поближе познакомлюсь и с татарской кухней, культурой и достопримечательностями Поволжья.
Хорошо владеющий несколькими языками Александр Кулинкович, надеется также освоить татарский язык:
- Пока что новые слова воспринимаются с трудом, но убежден, что это вопрос времени.