Паровоз этой серии является самым массовым локомотивом в истории: на протяжении 45 лет его выпускали 24 завода в СССР, Венгрии, Германии, Польши, Румынии, Чехословакии и Швеции. Всего было собрано порядка 11 тысяч машин. "Эхо", как прозвали паровоз в народе, стал символом советской индустриализации: он обеспечил перевозки на грандиозные стройки первых пятилеток в 30-х годах прошлого века, во время войны паровозы "Э" в силу своей надежности работали в прифронтовой зоне.
- Этот паровоз построен в 1951 году, - Сергей Патрушев, начальник восстановительного поезда станции Отрожка указал на полустертую табличку на котле. - Возможно, он ходил на Воронеж, на нашей линии пассажирская серия "Э" активно эксплуатировалась.
В тесной кабине работала бригада из трех человек: машинист, его помощник и кочегар. Последнему приходилось тяжелее всего: за 100 километров пробега паровоз потреблял тонну угля, которую кочегару приходилось вручную загружать в топку из тендера.
- Работал кочегар широкой лопатой в форме сердца. Становился в тендере и кидал за полтора метра, - Патрушев с усилием потянул за массивный рычаг, тяжелые створки разъехались в стороны, открыв овальное черное жерло топки.
Не легче было и машинисту: подслеповатые передние окошечки кабины застилал дым из паровозной трубы, в пункт назначения бригада приезжала чумазая не хуже стахановцев. Для освещения служил люк в крыше и лампочка. На воронежском паровозе сохранился электрический щиток: полдюжины массивных переключателей-предохранителей управляли освещением в кабине, у паровозных колес и головным светом, фарами и прожектором.
Паровоз пригнали с Московской железной дороги. Два современных локомотива, прицепленные спереди и сзади, бережно довели ветерана сначала до Белгорода, где его расконсервировали, потом в Воронеж, где паровоз заново покрасили. Пока он стоит на временных рельсах, рядом путевые рабочие с адским грохотом отбойных молотков готовят памятнику постоянный постамент.