Он скончался 28 марта 1985 года вдали от Родины, от любимого Витебска - во французском Провансе. Но всю свою долгую жизнь, как не раз признавался, мысленно всегда был там, в Беларуси, на Витебщине. А также в Петербурге. С этим городом связано немало значимых событий в жизни Шагала.
В первый свой приезд сюда (1907-1910 гг.) он работал в редакции еврейского журнала "Восход", посещал класс художника-новатора Мстислава Добужинского. Здесь, в редакции авангардистского журнала "Аполлон", состоялась его первая выставка. В школе Званцевой он познакомился и сдружился с Леоном Бакстом. Как вспоминал много позже Шагал в книжке "Моя жизнь", Бакст дал ему "прочувствовать дыхание Европы", куда позже он и отправился учиться, работать, жить...
Именно в Петроград привез Марк Шагал в 1915 году свою молодую и бесконечно любимую жену Беллу. Они прожили в городе на Неве первые три года совместной жизни, поселившись в небольшой квартирке в Перекупном переулке. Сейчас это самый центр российской Северной столицы. А в первой четверти ХХ века район слыл торгово-купеческим. Дома тут строились преимущественно доходные, для нужд небогатых приезжих.
- Работая над мемориальной доской, я не раз бывал в этом дворе-колодце, - рассказал "СОЮЗу" архитектор Вячеслав Бухаев. - Пытался представить Марка и его Беллу - как они, держась крепко за руки, пересекают двор, выходят в переулок... Однажды я разговорился с мужчиной, живущим в соседнем доме. Выяснилось, что его тетка много лет живет в квартире N 20 - той самой, что снимал с женой автор "Голгофы", "Красного еврея", "Уличного скрипача" и множества других известных на весь мир работ! И сама эта женщина родилась не где-нибудь, а в Витебске...
Работа над памятной доской заняла у Вячеслава Борисовича не один месяц. Ему хотелось, чтобы она не просто напоминала современникам о замечательном мастере живописи, графики, витражей, но стилистически была близка его художественному языку. Идею "подсказал" сам Шагал. Точнее, его рисунок, на котором слились два силуэта - Марка и Беллы. Факсимиле рисунка предполагалось сделать основой памятной доски, а саму доску представить в виде палитры. Но требовалось получить "добро" от внучки художника. Однако та так и не ответила на письма и эскизы Вячеслава Бухаева и Фонда Дмитрия Лихачева, предложившего вместе с Эрмитажем увековечить в городе память мастера.
Участие Эрмитажа тут не случайно. В его фондах хранится уникальная коллекция книжной графики Шагала. Часть листов была подарена самим автором во время его визита в город своей молодости в 1981 году. Все желающие смогли увидеть их не так давно на выставке, организованной главной музейной сокровищницей России в фойе Эрмитажного театра и приуроченной к международной конференции, посвященной, в свою очередь, петербургскому периоду творчества белорусского гения.
А Фонд Лихачева добился отмены в отношении Шагала "Правила 30 лет", как называют специалисты документ, предписывающий увековечивание памяти известных людей не ранее чем через 30 лет после их смерти. Градостроительный совет Петербурга, как удалось узнать, в данном случае дал свое "добро" практически сразу - редкий случай!
- Личность Шагала настолько известна, а его творчество столь значимо, что никто не усомнился в необходимости установить памятную доску на доме, где он жил, не дожидаясь скорбной круглой даты, - говорит Вячеслав Бухаев. - Мне самому определяющими в его судьбе показались встреча с будущей первой женой и вечной музой Беллой и бесконечная погруженность в творчество. Отсюда и решение мемориальной доски в виде палитры. Марк Захарович проявил себя и в живописи, и в графике, очень любил также витражи. А из всех цветов предпочитал синий - цвет надежды. Мне показалось важным передать все это в своей работе...
"Краски Шагала" выполнены архитектором Бухаевым из кусочков особого стекла. Он добавлял в них разные цвета и плавил в специальной печи. Таким же образом выполнена и лавровая ветвь, очень напоминающая те, что встречаются на некоторых картинах Шагала. Венчает палитру надпись, стилизованная под шрифт идиш, - на этом языке вел переписку, создавал свою автобиографическую книгу художник. Сама доска выбита из светлого мансуровского гранита (мастер по граниту - Владимир Панфилов). А вот мрамор плохо переносит воздух, вышелушивается от солнца и дождя. Другое дело - гранит. Он вечен. Как и творчество уроженца Витебска, художника с мировым именем Марка Шагала.
Бухаев Вячеслав Борисович - архитектор, скульптор. Действительный член Российской академии художеств. Народный художник Бурятии. Автор мемориальных досок более чем в 50 городах мира, в том числе Москве, Петербурге, Лондоне, Баден-Бадене. Среди его работ - памятник Анне Ахматовой, стела в честь академика Д.С. Лихачева, памятная доска на доме, где жил художник Малевич.