- Причину мы видим в плохой проработанности процедур сдачи и рассмотрения документов. Мы сдали весь необходимый комплект документов, в том числе положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз по всем 42 занковским учебникам. Не было сделано никаких замечаний, - говорит Наталия Нечаева.
И как итог - решение об исключении занковских учебников стало неожиданностью для тысяч учителей, более пятисот тысяч учащихся и их родителей.
- Недоразумения с учебниками и бури гнева работников образования не случилось бы, если процедура прохождения экспертизы была бы более прозрачной, - уверена научный руководитель занковского центра.
По ее мнению, надо публиковать не только проект списка рекомендованных учебников, но и тех, которые не включены в перечень на этапе прохождения совета. И, главное, объяснять, в чем суть претензий.
Из проекта перечня исчезли учебники Л.Г. Петерсон, программа которой также используется в развивающем обучении по программам Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000...". Особенно хороши такие методики для младших школьников, которых сразу же ориентируют на нестандартное мышление, развитие логики. При обсуждении нового порядка экспертизы учебников Людмила Петерсон обращала внимание на качество предложенных критериев для экспертизы, многие из которых страдают неопределенностью, субъективностью, а иногда и невыполнимостью.
- Например, в любой линейке учебников, а это примерно 1000 - 1500 страниц, всегда можно найти хотя бы одну опечатку. Поэтому требование "в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки", по сути, невыполнимо. Этому критерию не соответствуют полностью в том числе и учебники, выдержавшие десятки переизданий. Получается, что "опечатка" может привести к отрицательному экспертному заключению, - говорит Петерсон.
В Минобрнауки полагают что процедура формирования федерального перечня учебников проводится максимально открыто.
- Так, все экспертные заключения с визами их авторов будут размещены в сети Интернет, равно как и Протокол заседания Совета, - пообещали в ведомстве.