Последние годы правительство РФ активно поддерживает инициативы, направленные на стимулирование энергоэффективности и снижение ресурсоемкости производств, развитие возобновляемых источников энергии, сокращение выбросов парниковых газов. Однако эксперты вынуждены признать, что российский бизнес не спешит массово переходить на более экономичные технологии. "Рассчитывать на положительные результаты "зеленого" роста в российской экономике мы можем только в определенных пределах, которые заданы общим контекстом", - говорит директор института инноваций инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина. О каком контексте идет речь? В первую очередь об отношении бизнеса к современным, инновационным решениям, которые помогают экономить энергию и снижать воздействие на окружающую среду. "Многочисленные исследования свидетельствуют о низкой инновационной активности бизнеса. 88% бизнеса оценивает значимость инноваций для развития компании, повышения ее эффективности и конкурентоспособности. Но инновации рассматриваются как разовые ресурсозатратные мегапроекты, а не как ежедневная работа. Получается, что мы продолжаем использовать в экономике существующие ресурсы, минимально вкладывая средства в долгосрочные проекты по модернизации. Это приводит к тому, что степень износа производственного фонда постоянно увеличивается", - говорит Удачина.
Второй причиной недостаточного применения "зеленых" технологий Удачина считает доминирование в России сырьевого сектора над обрабатывающим. Именно обрабатывающий сектор в Европе является драйвером применения "зеленых" технологий. Обрабатывающие производства, как наиболее энергоемкие и агрессивные к окружающей среде, наиболее заинтересованы в применении новейших разработок, которые снижают потребление энергии, загрязнение воды, воздуха и объем производственных отходов. В России обрабатывающий сектор не так вовлечен в борьбу за экономию ресурсов, и это уже выделяет нас на фоне других стран. "Производственный комплекс России является крайне энергозатратным, энергоемкость в 2,5 раза превышает среднемировой уровень и в 3,5 раза - уровень развитых стран", - говорит Удачина. Локомотивом российской экономики является сырьевой сектор, в нем сосредоточен капитал, в итоге обрабатывающим производствам "зеленые" технологии часто оказываются не по карману.
Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц считает, что потребители могут стать драйвером внедрения "зеленых" технологий в России. Однако Удачина отмечает слабую заинтересованность населения как в приобретении экологически безопасной продукции, так и во внедрении ресурсосберегающих технологий в свою жизнь. Сегодня у россиян мало стимулов использовать экономичные и экологичные технологии. Экономия ресурсов практически не отражается на кошельке. Необходимо создать условия, в которых выбирать товары, технику и используемые технологии с учетом экономии энергии и сохранения природы россиянам будет выгодно.
"Экологическая эффективность напрямую связана с нормативно-правовой базой. У нас проводится гармонизация законодательства и приведение его в соответствие с европейскими нормами и стандартами, но нельзя назвать эту работу системной", - говорит Удачина. В российском законодательстве есть целый ряд норм, требующих дополнения. "Необходимо четко определить инновационную продукцию и суть понятий, связанных с ее созданием. В настоящее время в действующем законодательстве отсутствует определение инновационной продукции", - поясняет Олеся Вершинина, руководитель направления "Энергосберегающие технологии" компании "ЗМ Россия". Дело в том, что практически все "зеленые" и энергоэффективные технологии являются инновационными. Поэтому законодательные пробелы в области инновационных решений напрямую отражаются на развитии "зеленых" технологий. "Разработка и законодательное закрепление понятия инновационной продукции, перечисление ее преимущественных характеристик и качественных требований к реализации могло бы дать существенный импульс к развитию производства такой продукции и достаточному количеству инновационных предложений на рынке", - говорит Вершинина. Также, по мнению эксперта, России следует предусмотреть меры стимулирования, такие как специальные налоговые режимы, снижение платежей для тех, кто ввозит на свое производство энергоэффективное оборудование и материалы.
Один из наиболее эффективных механизмов стимулирования "зеленых" технологий - включение экологических требований и требований энергоэффективности продукта в правила проведения закупок. "Если отбирать продукт на аукционе только по цене, то в закупку попадут, к примеру, не энергосберегающие лампочки, которые могут светить 1000 часов, а те, которые делаются на китайских заводах и стоят дешевле. В ряде отраслей необходимо изменить состав критериев госзакупок и ввести не только критерий износостойкости или долговечности, но и такие критерии, как ненанесение вреда окружающей среде", - предлагает Арсен Гареев, ведущий эксперт НП "Межотраслевое объединение наноиндустрии".
Также Гареев говорит о необходимости выпуска на рынок не идей, а готовых "зеленых" товаров: "У нас был пример, когда компания разработала мобильные лаборатории для проведения ряда тестов на сельскохозяйственных животных. Но это еще не товар. Товаром стал микроавтобус, в котором были воплощены нанотехнологические решения, разработанные этой компанией. В таком варианте предложение было понятно потребителям".