Основная задача сейчас - построить такой надзор, который обеспечит качественное понимание регулятором того, что происходит в отрасли, и позволит создать систему раннего предупреждения, если у тех или иных игроков будут возникать проблемы.
Первый шаг к переходу на пруденциальный надзор в отношении фондов уже сделан - это акционирование. Как рассказала на конгрессе замдиректора департамента коллективных инвестиций Банка России Анна Маткова, уже проводят соответствующую работу около 70% участников рынка обязательного пенсионного страхования (ОПС). Уведомления ЦБ пока получил от 13 НПФ, еще 8 активно готовятся к акционированию. По закону до 1 января 2016 года акционирование должны пройти те фонды, которые занимаются обязательным пенсионным обеспечением, до 1 января 2019 года - те, кто занимается добровольным пенсионным обеспечением. Сами чиновники признают, что для участников рынка реформа проходит болезненно и требует от них больших усилий, так как фактически предстоит перестроить те механизмы, с помощью которых фонды работали около двадцати лет.
- Я слышал истории о том количестве КАМАЗов, которые надо нанять, чтобы завезти в ЦБ все необходимые документы, - все это мне известно, безусловно, - сказал Алексей Моисеев. - Но сам факт, что эта система построена и запущена, очень хорош. Этот год для нас для всех - год глубокого вдоха, и я очень надеюсь, что на следующем конгрессе я смогу вас всех поздравить с тем, что вы перерегистрировались и начали работать как акционерные общества. Надо будет смотреть, как это все будет работать.
С тем, что участникам рынка придется очень нелегко, согласился и замдиректора департамента корпоративного управления минэкономразвития Ростислав Кокорев. По его мнению, все "величественные изменения" прошлого года стоило растянуть во времени и проводить по частям, а не одновременно по целому ряду параметров перекраивать всю систему. Что касается акционирования, по словам Кокорева, идея о коммерциализации НПФ правильная, но она должна быть добровольной, опциональной. Это было бы более эффективно с точки зрения конкуренции, считает он. "В отношении некоммерческой формы были понятны ее многочисленные минусы, но к ней уже притерлись. И вводить новую форму как опциональную, давать выбор рынку было бы во многих смыслах красивее. Государство, однако, приняло другое решение под лозунгом того, что это поможет провести чистку отрасли, сделать ее более прозрачной, уже опосредованно более эффективной", - сказал Кокорев. Поскольку ключевые игроки на пенсионном рынке занимаются ОПС, им надо акционироваться как можно быстрее, что создает дополнительное напряжение в системе.
В ближайшее время предстоит решить два основных вопроса: первый связан с запретом гражданам менять НПФ чаще, чем раз в пять лет, а второй - с инвестированием пенсионных накоплений и его доходностью. Что касается эффективности инвестирования пенсионных накоплений, в прошлом году уже была принята мера в этом направлении - отменен запрет на отрицательную доходность, разнесение убытков по счетам. "Никто не сомневался, что административный запрет на это является антирыночным и создает огромные проблемы, практически невозможность нормально управлять пенсионными накоплениями", - отметил зампредседателя правления ПФР Николай Козлов. До снятия этого запрета фактически фонды могли инвестировать только в высоконадежные облигации.
По словам Алексея Моисеева, пока в законе не очень хорошо прописано, как будет работать скользящая норма по пятилетнему переходу граждан из одного НПФ в другой. "Мы продолжаем думать о том, как это делать", - сказал он, добавив, что от фондов ожидают инвестирование не на спекулятивной, а на долгосрочной основе, поэтому и пассивы должны быть обеспечены долгосрочные. Замминистра подчеркнул, что, с одной стороны, нельзя ограничивать свободу граждан переходить из плохих фондов в хорошие, с другой - надо сделать так, чтобы у граждан не было возможности бегать из фонда в фонд просто потому, что их кто-то переманил. А по мнению Николая Козлова, устойчивая клиентская база еще не обеспечивает долгосрочность и эффективность инвестирования, поэтому "пятилетней скользящей" недостаточно для того, чтобы доходность повысилась и система работала более эффективно.
- Для системного решения должны приниматься более общие меры, - убежден Козлов. - Первое - это усиление конкуренции. Нужно допустить на рынок больше игроков. В стратегии развития пенсионной системы предусмотрено, что пенсионными накоплениями должны заниматься не только НПФ, но и страховые компании. Пока это не сделано, и это одна из тем, которые должны быть решены в будущем.
Кроме того, по мнению Козлова, чтобы усилить конкуренцию, должен быть создан государственный накопительный пенсионный фонд - структура, которая на рыночной основе будет заниматься накопительной системой. Он обратил внимание, что Пенсионный фонд не является рыночным игроком и находится в публичном пространстве, поэтому нелогично, когда он размещает деньги, привлекает в качестве управляющего ВЭБ, при этом не имея рычагов воздействия на его инвестиционную декларацию.
Масштаб накопительного компонента за последний год резко возрос, сейчас в системе около 3 трлн руб., отметил Николай Козлов. По словам Алексея Моисеева, в накопительной части пенсии по итогам прошлого года находятся более 50% граждан, имеющих на нее право. В ближайшее время Пенсионный фонд планирует опубликовать итоги переходной кампании граждан по итогам 2013 года.