На днях владелицу киоска Ольгу Макарову Арбитражный суд Свердловской области наказал выплатой компенсации в 100 тысяч рублей за нарушение авторских прав. Так называемые защитники интеллектуальной собственности приобрели в ее торговой точке два блокнота с картинкой на обложке. В суде фигурировали доказательства покупки: видеоролик и чек, где черным по белому значился товар - "книжка записная "Маша и медведь".
- Это не штраф, это катастрофа - больше месячной выручки. Мы сейчас и так едва выживаем, - расстраивается Ольга. - Почему я, последнее звено розницы, должна отвечать за производителя и оптовика?!
Таких случаев по России множество: в Качканаре ларечница продала наклейку за четыре рубля - с нее взыскали 50 тысяч, в Красноярске за реализацию шампуня с Машей на этикетке за 70 рублей присудили 100 тысяч…
- Покупая турецкую футболку с Машей, у меня вытребовали товарный чек, в котором я написала: "Футболка с рисунком "Детская фантазия". Так и убереглась, - делится опытом предприниматель Ирина Лисицына.
Правообладатели пользуются юридической безграмотностью предпринимателей и получают миллионные барыши. В Арбитражном суде Казани скопилось 50 однотипных исков о Маше и медведе, в cвердловском арбитраже - более 200. Все предъявлены от имени одного и того же некоммерческого партнерства (НП).
- Мы защищаем интеллектуальную собственность, - горячится представитель НП Александр Головин. - Нам абсолютно неинтересно, где закупаются ларечники: это их бизнес и их проблема. Продавец использует для получения прибыли изображения, защищенные авторским правом, значит, по закону он виноват.
Специалисты в области интеллектуальной собственности разъяснили нехитрую схему. Перекупив у создателей мультика права на продукцию с изображением девочки с медведем, НП за определенный процент от выручки отдает своим "единомышленникам" на окормление целые территории: они фиксируют нарушения авторского права, предъявляют практически беспроигрышные иски и получают сверхприбыли. Годом ранее по той же схеме трудились радетели авторских прав "смешариков", массовые иски предъявляли перекупщики прав у исполнителей шансона…
- Добросовестный правообладатель будет требовать прекращения нарушений, изъятия товара. Юристам, работающим по франчайзинговой модели, это невыгодно, потому они и не связываются с производителями, а "стригут" мелких ларечников. Они действуют в рамках закона, и массовость исков работает на них, - объясняет юрист Евгений Дедков. - С ними можно бороться в суде, доказывая в каждом конкретном случае, что нанесенный ущерб не так уж велик, что компенсация не должна носить характера обогащения, что право интеллектуальной собственности принадлежит художнику, с которым у истцов договора нет. Но рентабельно ли владельцу ларька для такого случая нанимать профессионального юриста?
По его мнению, пресечь "бизнес на авторском праве" можно только одним способом: Высший арбитражный суд должен дать ориентиры - определить размер компенсации, чтобы исключить паразитирование на спорной норме закона.