Название нации появилось относительно недавно, ну, может быть, около века назад. А до того предки народа, который в сегодняшнем Дагестане 7-й по численности, в Иране составляет добрую половину населения, а в Азербайджане, естественно, государствообразующий, называли себя просто - мусульмане. Мусульманами звали себя в обиходе и узбеки, и таджики. Может, потому и произошла путаница.
Сложилось мнение, что Новруз - это мусульманский Новый год. Ну да, раз мусульмане празднуют, значит, и праздник исламский.
Новруз никакого отношения к исламу не имеет, как Масленица - к православию, а День святого Валентина - к католичеству. И так же, как и в христианстве священники искоса смотрели на яро веселящуюся перед постом ряженую толпу, исламские имамы и муллы неодобрительно покачивали головами, глядя на народ, искренне радующийся наступившей весне. Радовались бы тихо, а они разводят костры, прыгают через них, красят куриные яйца, выращивают в блюдечках зеленые ростки пшеницы и делают много вещей, о которых ни в священной книге Коран, ни в преданиях о жизни пророка Мухаммеда (мир ему) ничего не сказано.
Арабы никогда Новруз не праздновали и не празднуют, нет и не было такого в традиции. В Сирии Новруз до сих пор запрещен, но это уже другая история.
А вот на пространстве, которое хоть каким-то краешком касалось древней персидской культуры, Новруз - один из самых любимых праздников. Для азербайджанцев, иранцев, таджиков - может быть, самый. У татар и башкир он все-таки уступает место Сабантую, празднику первой борозды, тоже совсем не исламскому.
Ислам - религия, много внимания уделяющая регламенту. Это дозволено - халяль. А вот это запрещено - харам. Любое проявление язычества встречает у мусульман, мягко говоря, неодобрение. Есть единый Всевышний Бог, которому поклоняются люди одной веры - иудеи, христиане, мусульмане. А есть божки, идолы, колдовство и гадания, отвлекающие людей от веры. Ширк - говорят про такое мусульмане - многобожие, идолопоклонство, язычество. Самые ревностные фанатики - салафиты - видят ширк чуть ли не во всем. Подарил цветы на Восьмое марта, поздравил с Новым годом, вышел на площадь в День города - ширк.
Но и другие богобоязненные мусульмане остерегаются впасть в грех по незнанию и потому очень часто и по любому поводу задают вопросы своим ученым - улемам (на Кавказе их называют алимами).
С одним из самых знатных богословов-ученых, генеральным секретарем Всемирного совета мусульманских улемов Али Мухиддином Аль-Карадаги на прошлой неделе мы были в Дагестане, как раз готовящемся к празднованию Новруза.
Подготовка к весеннему празднику может быть даже сложнее, чем сам праздник. Казахи и живущие рядом с ними татары Астрахани уже за неделю начинают обмениваться праздничными рукопожатиями, причем обязательно делают это двумя руками, таджики и иранцы в ночь со вторника на среду перед Новрузом отмечают Чахаршанба Сури - "красный вторник". От зари до зари горят костры. Азербайджанцы вообще начинают за месяц. Сначала - "вторник воды", потом - "вторник земли", затем - "вторник ветра".
И вот мы с Аль-Карадаги в Дагестане во всем его мусульманском многообразии - тут и суфии-тарикатисты в зеленых шапочках с особым орнаментом в виде волнистой линии, и люди "Ахль Сунна" в укороченных брюках, и ханафиты, и шафииты, и шииты.
Поездка была организована российским Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования, руководство которого очень правильно понимает смысл этой поддержки - не только в денежных грантах, но и в возможности обсудить со знающими людьми сложные темы, наболевшие вопросы. Шейх Карадаги и приехавшие с ним улемы письменно и обстоятельно ответили на 14 непраздных вопросов, приняли участие в дискуссии с оппонентами Духовного управления мусульман Дагестана (нас, светских участников поездки, не пустили, спорили за закрытыми дверями). Наконец, сам шейх выступил с пятничной проповедью в забитой до отказа махачкалинской Джума мечети. Но вопросы все сыпались и сыпались. Мусульманское сообщество бурлит.
А в Дербенте с вековым упорством готовятся отметить Новруз. И яйца уже накрашены, и в пшеничном блюдечке подрастают росточки, и всевозможные сладости - пахлава, шекербура и прочее - готовятся. Март - месяц праздничный. Только что отметили вполне светский Женский день, ждем народный Новруз. И тут на одной встрече строгий парень с большой кудрявой бородой и в тех самых "салафитских" коротких брюках задает вопрос:
- А могут ли соблюдающие каноны мусульмане принимать участие в немусульманских праздниках?
Шейх Карадаги спокойно, грамотно, со ссылками на аяты Корана и хадисы Сунны начал объяснять, что если во время праздника вы не участвуете в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так празднуйте, не запрещено. Я аж выдохнул. Новруз в очередной раз был спасен. На этот раз от нападок непримиримых.
Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии. С тем же рвением, что и особо "принципиальные" мусульмане, его запрещали ортодоксальные коммунисты. За это снимали с работы, выгоняли из партии, обвиняли чуть ли не в приверженности древней персидской религии зороастризме, ничего опасного в себе не таившей, кроме разве того, что одну из своих книг не жалуемый в советские времена философ Ницше назвал "Так говорил Заратустра".
Но в позднем СССР сначала в Азербайджане, потом в Средней Азии Новруз все-таки стали праздновать. Ростки пшеницы пробили идеологический асфальт. Узбеки варили зерновой суп "сумаляк", казахи ставили на стол "наурыз коже" - блюдо из 7 элементов, таджики просто выкладывали 7 продуктов, обязательно начинающиеся на букву "с".
Сегодня в странах Центральной Азии и Среднего Востока это государственный праздник. В Азербайджане будут официально гулять 7 дней, в Иране - 13. Почти как мы на Новый год. Что празднуют? А просто весну. Новый год, новый день ("нов" - новый, "руз" - день). Что может быть логичнее и естественнее праздновать 21 марта весеннее равноденствие - день, когда светлое время сравнялось с темным?
Очень радостный праздник. Потому что дальше дни будут только теплее, светлее... А может, и счастливее.